imageskem-po-rodu-dejatelnosti-byla-polina-osipenko-thumb.jpg

Алина2, 12 января 2011

Именем П. Д. Осипенко была названа улица в ЦАО города Москвы района Замоскворечье. Установлен в начале улицы, которая названа в честь В. П. Чкалова. С летчиком-испытателем Валерием Чкаловым мы были соседями по дому в Москве. У папы в альбоме была фотография и подпись: «Мой первенец». Майя Бериева: В 1934 году Георгий Михайлович был назначен главным конструктором созданного ЦКБ морского самолетостроения.

В апреле 1931 года Полина Говяз уехала из Новоспасовки к своему мужу в Качу, где тот служил. Степан и подготовил жену к поступлению в Качинскую школу военных пилотов. Когда Полину Говяз стали готовить к установлению авиационных рекордов, супругов-лётчиков разлучили, отправив Степана на службу в Ростовскую область.

Первая попытка поступить в Качинскую школу лётчиков не увенчалась успехом. В этих постоянных полётах лётчики-инструкторы разрешали Полине подержаться за управление. Летом 1937 года П. Д. Осипенко побила три мировых рекорда высотных полётов с грузом и без нагрузки.

В селе имени Полины Осипенко, селе Херпучи, посёлке Октябрьский имеются аэропорты (аэродромы), с которых выполняются авиарейсы до Хабаровска, Николаевска-на-Амуре, Чумикана, Аяна, Нелькана. Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск). В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова (Комендантский аэродром).

В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова.

За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, 25 ноября… 2 декабря на собранной машине было выявлено 190 дефектов. Валерий Чкалов должен был совершить только первый, самый дорогой по оплате, полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика — С. П. Супруна. По воспоминаниям Д. Л. Томашевича, в этот день температура воздуха была «около минус 25 °C… Поликарпов будто бы отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился».

Алина2, 12 января 2011

Чкалов, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами». Число лётных происшествий в 1939 году, особенно в апреле и мае месяцах, достигло чрезвычайных размеров. За период с 1 января до 15 мая произошло 34 катастрофы, в них погибло 70 человек личного состава.

Эти сомнения — плод незнания истории авиации: в 1938 году аэродром на Ходынском поле был Центральным аэродромом им. Фрунзе. Кроме полётов пассажирских самолётов, он являлся и заводским аэродромом для трёх заводов и нескольких ОКБ. В том числе — и ОКБ Поликарпова.

Слева — портрет В. П. Чкалова, изображение самолёта АНТ-25 и карта его перелёта через Северный полюс в Америку на брандмауэре дома у начала Чкаловского проспекта в Санкт-Петербурге. Микрорайон имени Чкалова в городе Ковров Владимирской области. На одном из домов этой улицы, укреплена памятная мраморная плита с краткой информацией о В. П. Чкалове и его героических перелётах. В Новосибирске памятник перед зданием управления авиационного завода (НАПО имени В. П. Чкалова).

Майя Георгиевна, ведь настоящая фамилия вашего отца была Бериашвили? Спрашивали, понизив голос, а почему отец поменял фамилию, может, шпионом был? На самом деле ее поменял еще наш дедушка. Тифлис, откуда отец родом, был практически русским городом.

Владимир Фалилеев

Мы его хорошо знали. Его родной брат, директор института физики в Тбилиси, носил фамилию Андроникошвили, потому что жить грузину в Тбилиси с русской фамилией было неприлично. А вот мои двоюродные брат и сестра, нося фамилию Бериевы и живя в Тбилиси, вынуждены были вернуть фамилии первоначальное звучание. Майя Бериева: Мне было 50 лет, когда он умер. Так что я его не только запомнила. Как вы оказались в Таганроге?

Майя Бериева: В их конструкторском бюро много было талантливых людей. Сикорский, Григорович, Лавочкин, Королев… Приходилось заниматься не только аэродинамикой, но и гидродинамикой, и совместить их — самое сложное в той работе. Надо уметь доводить дело до конца. Люди, с которыми я работал, были очень талантливы.

Как говорят, были политические мотивы. Это отличный самолет и по сегодняшним меркам. Те десять лет, которые папа провел в Москве после ухода с завода, он посвятил тому, что, купив пишущую машинку, писал письма — Брежневу, Косыгину, Бондаренко и прочим. Так и говорил: «Я работал за целое управление, потому что когда проводили сравнительные испытания нашей и чешской машин, то всегда они были в пользу Бе-30″.

Он сам был таким: честным и скромным. На конечной станции на разгрузку оборудования дали всего два часа — составы нужны были фронту. Заводы были разрушены, но все получилось. Секрет того успеха состоял в том, что были сохранены кадры. Которые утрачиваются сейчас.

Владимир Фалилеев был гостем портала с 12 по 19 января 2011 года.

Это позволило после испытаний, уже в 1949-м, создать летающую лодку Бе-6, а в 1948-м — многоцелевую амфибию Бе-8. На Бе-8 были испытаны в качестве взлетно-посадочных устройств подводные крылья. И хотя он выдержал государственные испытания, но в серийное производство не пошел по причине приоритетного выпуска «чисто» военной авиатехники. Но точно так же был встречен весь коллектив — готовые обставленные квартиры, живи и работай.

Майя Бериева: Когда приехали в Таганрог в 1935 году, было куплено три особняка для руководства. Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс в Америку. В 1932 году НИИ ВВС был переведён с Ходынского поля в Москве на аэродром в районе города Щёлково Московской области.

Читайте также:

Похожее