imagesizvestnaja-chudodejstvennaja-ikona-bogiej-thumb.jpg

Ченстоховская икона Божьей матери

С XVI века благодарные паломники стали оставлять в храме самодельные таблички-иконы – ретабли. Но в первую очередь Исиду почитали как Девственную Мать, Родительницу Гора – бога солнца. С тех пор святыня исцелила множество болезней и горестей. Список Турковицкой иконы Божией Матери был обретен в Вознесенской церкви Кривого Рога и в августе 1998 года торжественно перенесен в кафедральный Спасо-Преображенский собор этого города.

Икона с этого времени получает своё нынешнее название. Ту святую икону открывают во время пения и для приходящих молебщиков. Ченстоховская икона выполнена на деревянной панели размерами 122.2 x 82.2 x 3.5 см. Икона относится к типу Одигитрия.

В отечественной культуре аналогов почти нет, если не считать старинной иконы XVII века «Прибавление ума», созданной иконописцем, страдавшим приступами безумия. Но и эта икона, где лик Богородицы так смугл, что почти черен – не совсем «наша», и писана, как было доказано позднее, со статуи Богоматери из итальянского города Лорето. Во времена Римского владычества в этих племенах, как и по всему Средиземноморью, был распространен культ богини Исиды – великой девственной матери, давшей жизнь всему сущему.

Достоверно история иконы прослеживается с конца XIII века, когда галицко-волынский князьЛев Данилович перевёз икону в город Белз, где она прославилась многочисленными чудесами.

Ченстоховская святыня

В начале XV века монастырь подвергся нападению гуситов и был разграблен, однако чудотворный образ чудом был спасён. По одной из версий, два шрама на иконе остались от ударов сабель гуситов. В 1655 году Ясную Гору осадили шведы, захватившие к тому моменту почти всю Польшу.

Развлечения, экскурсии и достопримечательности Ченстоховы

Из того ж помяненаго великаго костела есть ход налево чрез паперть в тот костел, в котором стоит чудотворной образ Пресвятыя Богородицы писма святаго Луки-евангилиста. Та святая икона мерою подобна той святой иконе, что на Москве стоит в соборной церкве, писма Луки же евангилиста, которая называется Владимирская. Под тою же святою иконою лежат две булавы золотые с камением, приложенные некоторыми полскими гетманами.

Пред тем святым образом с обеих сторон поставлено шесть подсвешников великих серебреных да 5 лампад великих же, серебреных, чеканных, в которых непрестанно горит масло деревеное. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой — держит книгу. На иконе остались несколько разрезов, полученных, возможно, от удара саблей.

Поиск авиабилетов в город Катовице (ближайший а/п к Ченстохове)

Чёрная Мадонна — в католическом религиозном искусстве и почитании обозначение картины или статуи, изображающей Деву Марию (Мадонну) с ликом крайне тёмного оттенка. Эта цитата иногда встречается на изображениях Чёрной Мадонны; впрочем, не всегда ясно — не добавлена ли она была в более поздние времена. В греческой Септуагинте соответствующее место звучит как «μέλαινά εἰμι ἐγὼ καὶ καλή», что можно перевести «Я черна и прекрасна».

В ХХ веке некоторые исследователи пытались найти связь между Чёрными Мадоннами христианства и чёрными статуями античных божеств, довольно распространённых среди религиозных культов древности. Современные исследования почитания Богоматери указывают на весьма древние корни этого культа, уходящие в глубину традиции, имеющую на Востоке многотысячелетнюю историю.

Собор святого Креста и Рождества Богородицы

Одной из гипотез является следующая: Чёрные Мадонны появились в Европе (в частности, во Франции) во время Крестовых походов и были завезены из стран Ближнего Востока. Большую роль в этом сыграли рыцари — тамплиеры. В настоящее время культ Чёрной Мадонны весьма распространён в центральной и южной Франции (здесь они наиболее изучены), на западе и юго-западе Германии, в Испании и Италии. Почитание Черной Мадонны – явление заграничное и загадочное.

Польская королева

У церкви есть версия: Черные Мадонны – очень старые статуи, и лики их сделались темными из-за копоти свечей. Еще в XVII веке усилиями монахов-иезуитов по Европе распространились сотни копий Лоретской Мадонны. Ее потемневший лик играл в церковных делах роль идеологическую. В то время Ватикан боролся с «лютерской ересью». Протестанты считали культ статуй нововведением, и темные лики Мадонн призваны были убедить верующих в обратном. Слава ее началась после того, как темноликая Мадонна воскресила из мёртвых утонувшего мальчика, вняв мольбе отчаявшейся матери.

Аналогичный случай произошел и с Мадонной из швейцарского монастыря Айнзильден. Здесь с XIII века стояла статуя Девы Марии, подаренная обители настоятельницей Цюрихского женского монастыря. В середине XV столетия изваяние пострадало от пожара, и было заменено деревянной копией, потемневшей за столетия. Со святыни также было изготовлено множество копий – и все они были сделаны черными. В Дюссельдорф потянулись паломники, и вскоре статуя прославилась как чудотворная.

Не было в средневековой Франции популярнее места паломничества, чем собор Нотр-Дам на горе Корнель. В годы французской революции ее бросили в огонь и сожгли вместе с другими предметами культа, при этом толпа, бесновавшаяся вокруг костра, вопила почему-то: «Смерть Египтянке!». Оказывается, исследователь описал Черную Мадонну, подаренную королем, как статую египетской богини Исиды с младенцем Гором на руках. Случай этот не единичный.

Капелла Девы Марии

Многие из этих статуй были обретены чудесным образом в местах, известных своей целительной силой. Они стояли во тьме и тиши с давних времен и всегда были окружены особым почитанием верующих. С утверждением в Галлии христианства культ, сложившийся вокруг Черной Девы постепенно заменил более древнюю форму поклонения.

Самая известная из этих статуй находится в крипте Шартрского собора во Франции. Но древнее изваяние было разрушено, и его заменили деревянной статуей Мадонны с Младенцем на коленях. Иными словами Исида богиня плодородия, символ женственности и материнства, а также владычица речных и морских вод, покровительница мореплавателей, врачевательница.

В том костеле и по стенам около той святой иконы много прикладных сабель в золотых оправах с камением. По его описанию была изготовлена копия, которая выставлена в соборе сегодня. По одной из трех распространенных версий появления в Ченстохове святыни, икона могла быть принесена в эти места Кириллом и Мефодием, которые трудились не только в Моравии, но и в южной Польше. На Украине, в том числе и на западных ее границах – в современном Белзе, распространена еще одна версия о появлении здесь Ченстоховской святыни.

Читайте также:

Похожее

  • Каши для первого прикормаКаши для первого прикорма Сегодня подавляющему большинству детишек врачи и специалисты по детскому питанию рекомендуют начинать прикорм с каш или овощей. Если же […]
  • Грибок ногтей на ногахГрибок ногтей на ногах С ногами вроде все ок, а вот ногти я грибком где-то заразила. Он расскажет вам, чем вылечить грибок ногтей на ногах дома, и подберет […]
  • Творожная запеканка в микроволновкеТворожная запеканка в микроволновке Из рецептов Вы узнаете, как приготовить творожную запеканку в духовке с манкой, покрытую хрустящей корочкой. По запеканке в духовке я - […]