Таким образом, совесть – это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Как чувство долга, так и чувство совести имеют в своей основе самосознание, самооценку личного отношения к окружающему миру, к нравственным нормам в обществе. Основой совести является понимание и переживание человеком нравственных ценностей.
Совесть относится исключительно к внутренним морально-нравственным понятиям. Она подразумевает способность человека вести оценку своего поведения, его мотивов, внутренних желаний с позиций осознания собственного несовершенства. Ощущение своего несовершенства и недовольство собой приводит человека к нравственным переживаниям известным как, «укоры совести» или «муки совести».
В такой ситуации человек чувствует себя спокойным и защищенным. Это высшее благо для человека – идеальное духовное состояние. Конечно, совесть является субъективным понятием. У одних она очень ответственна и действительно критически рассматривает собственные промахи и просчеты, заставляя человека совершенствоваться и не успокаиваться на достигнутом результате.
Еще одна категория людей имеет «больную совесть», при любом действии человека она имеет негативную окраску и говорит скорее о заниженной самооценке. Таким образом, единых критериев в понятии совести нет, так как она сугубо индивидуальна для конкретной личности. Являясь внутренним стимулом для развития личности, совесть связана с другими нравственными категориями, такими, как честность, долг, ответственность, благоразумие.
Глава: Нравственное Сознание
Долг — одна из основных категорий этики, общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Если в моральном требовании выражено отношение общества к отдельным его членам (оно формулируется обществом и предъявляется к ним), то долг — это отношение личности к обществу.
Выполняя требования долга, личность выступает носителем определенных моральных обязанностей перед обществом, реализуя их в совей деятельности. В долге обязателен побудительный момент. Долг – это такое отношение человека к общественным обязанностям, общественным делам, когда они осознанно выполняются по внутреннему побуждению.
Религиозные этические доктрины
Однако в случае долга эта необходимость диктуется не внешними обстоятельствами, а осознается личностью как изнутри данная необходимость, как внутреннее побуждение. Нравственный долг — это сознательное и свободное подчинение личности моральному повелению. По словам И.Канта, долг — это нравственный закон внутри нас, субъективный принцип нравственности.
Через понятие долга той или иной конкретной обязанности придается безусловный характер и она поднимается на высоту нравственной обязанности. В этой совокупности имеется безусловно стабильный компонент, который составляет содержание общечеловеческой морали.
При выполнении профессионального долга важно выяснить степень ответственности человека за выполнение поставленной задачи и степень осознания ее служебно-деловой важности.
Основные функции совести — это самооценка и самоконтроль. Совесть производит оценку действия и поступков индивида и выносит свой вердикт: добрые они или злые, находятся ли они в соответствии с долгом, нравственны или безнравственны.
Человек противостоит этому негативному давлению извне, имея опору внутри себя — опираясь на голос своей совести, подтверждающей его правоту, нравственную чистоту. Проблема развития нравственного сознания силы и глубины голоса совести нашла свое отражение в дискуссии о том, возможна ли вообще чистая совесть. По этому вопросу в этике были высказаны два противоположных взгляда.
Но в разное время люди воспринимали совесть по-разному, по-разному объясняли её происхождение, характер и назначение
Чистая совесть — это нормальное состояние человека, выполняющего моральный долг, это награда за нравственные усилия. Без чистой совести добродетель потеряла бы всякую ценность.
Конечно, совесть включается только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их и «морально невинен», то и совесть в нем не может заговорить
Он проявляется через глубокие переживания, чаще всего негативного характера: самоупреки, укоры, тревожность и озабоченность человека моральностью и гуманностью своего поведения5. Чувство стыда испытывается как перед другими людьми за безнравственное деяние, ставшее известным окружающим, так и перед самим собой – за поступки, о которых никто даже не догадывается.
Чтобы переживать по поводу собственного отступления от ценностей, нужно их знать и принимать душою. В этом смысле совесть связана с разумом
Издавна эти категории привлекали к себе внимание разных философов. Говоря о данных категориях, на первое место обычно ставят честь. Это более древняя категория, чем достоинство. В обыденной жизни иногда одно понятие подменяют другим. Эти категории практически совпадают по своему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести – это оценка общественного мнения, а оценка достоинства – дело самой личности.
Это собирательное понятие. Достоинство помимо манеры держать себя определенным образом в обществе выступает как реакция на то или иное отношение к человеку, поэтому можно говорить о нем как об понятии эмоциональном. В чувстве собственного достоинства немаловажную роль играет чувство гордости, основывающееся на осознании своих заслуг перед обществом и людьми.
Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг. Неисполнение долга воспринимается как вина и переживается в укорах и муках совести. Человек как высшая ценность раскрывается только во взаимоотношениях с обществом, выражаясь в категориях чести и достоинства.