imagesdonato-di-nikkolo-di-betto-bardi-raboty-thumb.jpg

Донато ди Никколо ди Бетто Барди

Донателло родился во Флоренции или близ неё между 1382 и 1387 г., учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флорентийского банкира Мартелли. Донато ди Никколо ди Бетто Барди, прозванный Донателло (уменьшительное имя), родился в 1386 во Флоренции, был сыном ремесленника, чесальщика шерсти.

Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Портретные бюсты — отрасль пластики, любимая греками и римлянами и совершенно оставленная в средние века — была воскрешена Донателло.

Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Лаврентия, во Флоренции. Донателло — барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466 и погребён с большими почестями в церкви Св. Лаврентия, украшенной его работами.

Донателло (1386 — 1446) – итальянский скульптор, художник, главный новатор в искусстве Ренессанса. К 1409 году Донателло начал работу над кафедральным собором. В 1430 – 1432 годах Донателло пребывал в Риме, завоевав за это время репутацию первого скульптора Ренессанса, интересующегося старинными сооружениями.

Биография Донателло

Классическое влияние для Донателло в биографии очевидно в бронзовой фигуре «David» (1432) – одной из самых ранних свободностоящих оголенных фигур эпохи Ренессанса. В последние годы биографии Донателло работал на кафедре Сан-Лоренцо, создавая великолепные серии рельефов.

Две работы Донателло находятся среди американских коллекций: незавершенный «David» (Национальная галерея искусств, Вашингтон) и «Madonna» (музей Бостона). Деятельность Донателло в 1410-е годы связана с коммунальными заказами по украшению общественных построек Флоренции. Для украшения фасада здания Ор Сан Микеле Донателло выполняет статуи св. Марка (1411-13) и св. Георгия (1415-17).

Скульптор и художник Донателло

С создания гробницы Иоанна XXIII начинается длительное сотрудничество Донателло и Микелоццо. В начале 1420-х годов Донателло обратился к технике литья из бронзы. Вершина творчества Донателло в технике бронзы — статуя Давида (ок.1430-32, Музей Барджелло, Флоренция). Революционными были опыты Донателло в технике рельефа. Около 1440 Донателло создает восемь медальонов и бронзовые двери для Старой сакристии Сан-Лоренцо во Флоренции (1435-43).

Великий скульптор ренессанса Донателло

Помимо статуи Гаттамелаты, Донателло выполняет в Падуе скульптурный алтарь св. Антония Падуанского (установлен 13 июня 1450) и четыре рельефа со сценами из жизни этого святого (1446-48). В последние годы своего пребывания в Падуе Донателло мало работает и, по-видимому, тяжело болеет. Ряд композиций были закончены уже учениками Донателло, Беллаго и Бертольдо, после его смерти. В истории ренессансной пластики Донателло был центральной фигурой.

Бескомпромиссность Донателло и способность передать глубину образа

ДОНАТЕЛЛО (Donatello)– великий итальянский скульптор, основатель скульптуры эпохи Возрождения, новатор искусства своего времени. Созданная Донателло Мраморная скульптура Давида (1408–1409, Национальный музей, Флоренция) показывает юношу в момент победы над Голиафом. В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. Луки, гильдию живописцев, как живописец, скульптор и золотых дел мастер.

Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Евангелист Иоанн, покровитель цеха шерстяников – одна из скульптур Донателло, созданная им для украшения фасада Собора Санта Мария дель Фьоре (1412–1415, Музей собора, Флоренция). Если в эпоху средневековья скульптуры представляли собой бестелесные образы, то Донателло делает их реалистичными, земными.

Неподражаемый скульптор, творящий в двух стилях

После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. В 1431–1432 Донателло вместе с Брунеллески едут в Рим. Там они знакомятся с античным искусством, занимаются обмерами и раскопками.

Это еще одно новшество, введенное Донателло. С 1443 по 1453 Донателло работает в Падуе, создавая наиболее значительные произведения. Искусство Донателло для Италии пятнадцатого века имело такое же значение, как искусство Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело для шестнадцатого. Давид» Донателло — одна из первых обнаженных скульптур эпохи Возрождения. Большой вклад внес Донателло в разработку композиций гробниц, которые объединяли в себе элементы архитектуры и пластики.

К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во флорентийской Крестильнице). То же направление видно и в его статуе царя Давида, известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи, в Loggia del Lanzi, во Флоренции. В 1444 был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республикиГаттамелаты (Erasmo Marzi da Narni).

Работа и смерть во Флоренции

Художник остался в Падуе до 1456. и произвёл там, при помощи своих учеников, несколько работ для украшения церкви св. Антония. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флоентийского собора и находящихся теперь в Opera del Duorno.

Некоторые детские бюсты Донателло в высокой степени верно воспроизводят действительность и чрезвычайно миловидны. Донателло с необыкновенной верностью угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии, и умел определять степень их законченности.

В выполненном из терракоты и раскрашенном бюсте Никколо да Удзано (ок. 1432) Донателло создает первый скульптурный портрет эпохи Ренессанса. Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора. Одна из его первых работ — горельеф из мелкозернистого камня, находящийся в церкви Санта-Кроче, во Флоренции, и изображающий Благовещение.

Читайте также:

Похожее

  • Самая ранняя ПасхаСамая ранняя Пасха Интересно, что разницы между датами католической и православной Пасхи не бывает в 3 и в 2 недели. Из годов Круга Луны 5 в году 1983 (а […]
  • В Краснодаре откроют новое отделение МФЦВ Краснодаре откроют новое отделение МФЦ Адрес: г. Краснодар, ул. Пашковская, д. 65, тел. +7(861)255-01-60, +7(861)259-64-53, +7(861)259-02-31. Адрес: г. Краснодар, ул.3-я Линия […]
  • Паровая швабра H2O Mop X6Паровая швабра H2O Mop X6 Паровая швабра Н2О Х6 - экологически чистый бытовой механизм. Я увидела в Тор-шопе паровую швабру. Эта универсальная паровая швабра […]