Философия русского космизма

Т.е. Русский космизм это «папа» трансгуманизма. Как идеи русского космизма развивались в работах Чижевского и Циолковского? Идеал должен быть воплощенным здесь и сейчас, в истории. Интересно, что они же первые и возвращаются в контекст русской философии.

На эти и другие вопросы отвечает кандидат философских наук Алексей Козырев. Иногда, когда говорят «русский космизм», включают в это понятие буквально все, начиная от Платона и заканчивая Владимиром Соловьевым. Платон — понятно, тоже ведь русский философ, писал о космосе. Собственно говоря, там, где философия становится практической философией, реализованной в виде такого фантастического проекта, мы можем говорить о наличии элементов космизма.

А как же люди могут быть братьями, когда их отцы умерли, когда их отцы истлевают в могиле? И для того, чтобы осуществилась некая высшая справедливость, необходимо заниматься наукой, необходимо овладеть всеми атомами природы и вернуть эти атомы в надлежащее состояние, чтобы победить смерть. Мы должны регулировать космос с помощью достижений науки и, в частности, с помощью того, что человечество тратит себе во зло, — с помощью оружия.

То есть это некий факт памяти, тело становится книгой памяти, в которую мы пишем некие таинственные письмена. И почему культура, религия начинаются там, где человек хоронит своих покойников? И масса последователей после смерти, после ухода Федорова, — например, Константин Эдуардович Циолковский, один из представителей русского космизма и отец русской космонавтики.

То, что воскресим людей, — это уже понятно. То есть это огромное здание 300-метровой высоты, где должны были находиться Публичный зал заседаний, Верховный совет и так далее, Чижевский должен был ионизировать. Если человек — демиург, если человек — творец, если человек — это такое фихтевское эго, которому подвластно все, то, наверное, и время подвластно человеку.

Когда появился русский космизм и почему?

Потому что, вообще говоря, и марксизм, и федоровство — это практическая проектная философия. А о том, что для большевиков, пришедших на гребне революционного переустройства мира, задача победы смерти была не последней, свидетельствует и сам Мавзолей.

Это была высочайшего уровня машина. Эта машина призывающая к любви, ненавидела род человеческий, видела в нем только зло, заключенное в них неразумной природой. А себя эта машина ставила выше всех, даже учеников уличала в человеческих слабостях, подлости, грехах. Они ведь люди, не машины, как он. Миф о Христе это воспоминание о машине, созданной может быть вселенской цивилизацией на биологической основе.

Вот только с Русскимъ КосмизмомЪ он там общего не имеет. А вот русский трансгуманизм в большинстве своих проявлений — «бессмысленен и бесппощаден». А трансгуманизм это менйстрим на Западе. Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Наиболее полно тема космизма рассмотрена В.С.Соловьёвым в трактате «Чтения о Бого-человечестве».

Это универсальное существо заключает в себе всех людей. «Каждый из нас, каждое человеческое существо существенно и действительно коренится и участвует в универсальном и абсолютном человеке». В человеке природа перерастает саму себя и переходит (в сознании) в область бытия абсолютного.

Мы виноваты, не в том только, что делаем (хищничество), но и в том зле, которое происходит по нашему бездействию». Пророческая идея Фёдорова о неразрывной связи космоса и человека находит своё под-тверждение в современных научных подходах. В этой связи можно привести в качестве примера антропный принцип. Поэтому, когда мы ставим задачу изменения или мира, или человека, необходимо будет учитывать этот принцип.

Этому Фёдоров противопоставляет путь воскрешения как собирания, сложения, синтеза всего разъединённого и разложенного — от знания до человеческого организма.

Поэтому русский космизм сегодня оказывается весьма популярной темой не только среди философов, но и среди политиков, среди практиков и среди разного рода маргиналов. То есть это философия воплощенного общественного идеала, конечного идеала.

Читайте также:

Похожее