imageskto-takoj-svidrigajlov-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-thumb.jpg

Характеристика героя Свидригайлов (Преступление и наказание Достоевский Ф

Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём. Свидригайлову около 50 лет. Он дворянин, служивший в кавалерии, «не без связей».

Вдовец Марфы Петровны Свидригайловой, влюблён в сестру Раскольникова Дуню (Авдотью Романовну). Далее Раскольников встречает Свидригайлова в трактире. После встречи с Раскольниковым, Свидригайлов заманивает к себе на квартиру Дуню, где Дуня чуть не убивает его выстрелом из пистолета. Окончательно поняв, что его чувство любви безответно, Свидригайлов вскоре кончает жизнь самоубийством. Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами.

Свидригайлов спокойный, уравновешенный в общении человек. С одной стороны, он насильник, отравитель и губитель, с другой стороны, жертвует деньги Соне и сиротам Мармеладовым, предлагает помощь Раскольникову. В образе Свидригайлова, в какой-то мере, запечатлён психологический облик одного из обитателей Омского острога — убийцы из дворян Аристова (в «Записках из Мёртвого дома» он выведен как А—в)..

Он — вдовец. В свое время был выкуплен женой из тюрьмы, 7 лет жил в деревне. Циничный и развратный человек. Позже, рассказав девушке о том, что ее брат — убийца, герой шантажирует Дуню. Боясь насилия, девушка стреляет в Свидригайлова и промахивается.

И не можешь? Никогда?» — звучит искренняя горечь, почти отчаяние. Свидригайлов является «отрицательным двойником» Раскольникова. Но Аркадий Иванович уже сделал свой выбор: он на стороне зла и не испытывает никаких сомнений.

Он испытывает мировую скуку. Свидригайлов развлекается как может, но ничто не помогает. По ночам герою являются привидения загубленных им душ. Неразличимость добра и зла обессмысливает жизнь Свидригайлова. Глубоко в душе он осуждает себя, чувствует себя виноватым. Недаром вечность, которой он достоин, представляется герою в образе закоптелой баньки с пауками. Можно сказать, что нравственный закон, вопреки воле Свидригайлова, довлеет и над этим героем.

В итоге он кончает с собой выстрелом из револьвера. Проникнуть в смятенную душу современного человека, понять себя и других, чтобы указать людям путь, ведущий к достижению идеала, — вот к чему стремился великий романист Достоевский.

Идейно-художественная роль образа Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

На переднем плане у него — человек-идея, судьбу и взгляды которого всесторонне исследует писатель. Герой размышляет над этим вопросом и хочет доказать себе и окружающим, что он не “дрожащая тварь”, а прирожденный “властелин судьбы”.

Он, идя на преступление, старался соединить в себе абсолютную власть Наполеона и назначение Мессии, ведущего человечество к счастью, помогающего униженным и оскорбленным. Однако все дальнейшие события показали, что тиран и благодетель в одном лице несовместимы. Темный мир петербургских притонов, а затем неожиданно пришедшее богатство, власть над крепостными душами — все это развратило его. Но недаром Аркадий Иванович стоит рядом с Раскольниковым.

Свидригайлов — своеобразный “двойник” главного героя, его “оборотная” сторона. Мы одного поля ягоды”, — говорит Аркадий Иванович Раскольникову. В отличие от Разумихина, Дуни, Сони, Свидригайлов совершенно спокойно, даже хладнокровно воспринимает убийство, совершенное Раскольниковым, и не видит здесь никакой трагедии.

Понимаю, какие у вас вопросы в ходу; нравственные что ли? вопросы гражданина и человека? Не переступил он, на этой стороне остался”, а все потому, что “гражданин” и “человек”. Свидригайлов же переступил, все человеческое и гражданское побоку пустил. Просто и ясно. И нравственные вопросы тут лишние. Сладострастие безграничное, “всегдашним разожженным угольком в крови пребывающее”, — вот “хорошая цель” Свидригайлова!

Фёдор Михайлович Достоевский

Зачем приезжает он в Петербург после смерти Марфы Петровны, возможно, им убитой? И тут уже не просто “зверок хорошенький”, уже не только “разожженный уголек”, тут уже нечто большее. Не отступил Аркадий Иванович перед револьвером, а перед духовной и душевной силой Дунечки — отступил, перед своей к ней любовью отступил. И не осталось ему после этого ничего другого, кроме как умереть. Окончательное опустошение, смерть — вот результат последовательного освобождения себя от всех преград, от “вопросов человека и гражданина”.

Одним из таких героев является студент Родион Раскольников в романе “Преступление и наказание”. Глава 5. Последняя дорога и вечность (Как Свидригайлов «одолел» желание жить) // Самоубийство в художественном мире Достоевского. Свидригайлов и в самом деле освободил себя от “вопросов человека и гражданина”, перед которыми в смятении остановился Раскольников. Сближает Свидригайлова и Раскольникова и их отчаянье, разочарование в жизни, потеря смысла существования.

Читайте также:

Похожее