imagesskolko-slov-komu-na-rusi-git-horosho-thumb.jpg

Кому на Руси жить хорошо

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана в такой последовательности: «Пролог. Прослушайте аудиокнигу «Кому на Руси жить хорошо» в дороге или на диване. Мужики-странники не теряют надежды найти людей, которым на Руси хорошо живётся. На Вахлачине живёт сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. Ты как — вольготно, счастливо Живешь, честной отец?..» Потупился, задумался, В тележке сидя, поп И молвил:»Православные!

Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники решают расспросить баб. Окрестные крестьяне вспоминают, что в селе Клину живёт Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все считают счастливицей.

В этой части странники решают продолжить свои поиски того, кому «жить весело, вольготно на Руси» среди женщин. Живи с одних крестьян., Сбирай мирские гривенки; Да пироги по праздникам, Да яйца о святой.

Они соглашаются с попом в том, что счастье — в покое, богатстве и чести. Но ни одним из этих благ поп не обладает. В сенокос, в жнитво, в глухую осеннюю ночь, в лютый мороз он должен идти туда, где есть болящие, умирающие и рождающиеся. Хорошо, что Павлуша Веретенников, любитель русских песен, которого все почему-то зовут «барином», покупает для него заветный гостинец.

Уже пятнадцати лет Гриша твёрдо знал, кому готов отдать жизнь, за кого готов умереть. Потом кукушка старая Проснулась и надумала Кому-то куковать; Раз десять принималася, Да всякий раз сбивалася И начинала вновь… Мать-попадью степенную, Попову дочь безвинную, Семинариста всякого — Как чествуете вы? Кому вдогон, как мерину, Кричите: го-го-го?..» Потупились ребятушки, Молчат — и поп молчит…

И жили там помещики, Владельцы именитые, Каких теперь уж нет! Плодилися и множились И нам давали жить. Что свадеб там игралося, Что деток нарождалося На даровых хлебах! Перевелись помещики, В усадьбах не живут они И умирать на старости Уже не едут к нам. Богатые помещицы, Старушки богомольные, Которые повымерли, Которые пристроились Вблизи монастырей. Конечно, дело чистое — За требу воздаяние, Не брать — так нечем жить, Да слово утешения Замрет на языке, И словно как обиженный Уйдешь домой…

Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки, и ради того, чтобы освободить птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где можно найти скатерть самобраную. Да к тому же скатерть самобраная будет чинить и стирать их одежду!

Кому на Руси жить хорошо

Ну а о том, каков попу почёт, мужики знают и сами: им неловко становится, когда поп пеняет за непристойные песни и оскорбления в адрес священников. Поняв, что русский поп не относится к числу счастливцев, мужики отправляются на праздничную ярмарку в торговое село Кузьминское, чтобы там расспросить народ о счастье.

2. СТРАННИКИ И БОГОМОЛЬЦЫ

Но больше всего в селе питейных заведений, в каждом из которых едва успевают управляться с жаждущими. Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге. Правда, муж любил её и бил всего один раз, но вскоре он отправился на работу в Питер, и Матрена была вынуждена терпеть обиды в семье свёкра.

КРЕСТЬЯНКА (ИЗ ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ)

Но вскоре свекровь запретила ей брать ребёнка в поле, а старый дедушка Савелий не уследил за младенцем и скормил его свиньям. Но о невидимой душевной грозе, которая прошла по этой женщине, рассказать невозможно — так же, как и о неотплаченных смертных обидах, и о крови первенца.

3. Старое и новое

Здесь, у села Вахлачина, странники слушают крестьянские песни — барщинную, голодную, солдатскую, солёную — и истории о крепостном времени. Одна из таких историй — про холопа примерного Якова верного. Но когда племянник Якова, Гриша, задумал жениться на крепостной красавице Арише, Поливанов из ревности отдал парня в рекруты. И все-таки он сумел отомстить Поливанову — единственно доступным ему, лакейским способом.

Разбойник долго замаливал грехи, но все они были ему отпущены только после того, как он в приливе гнева убил жестокого пана Глуховского. Мужики-странники слушают и историю ещё одного грешника — Глеба-старосты, за деньги скрывшего последнюю волю покойного адмирала-вдовца, который решил освободить своих крестьян.

ПОСЛЕДЫШ (Из второй части)

В его сердце любовь к покойной матери слилась с любовью ко всей Вахлачине. Если бы мужики-странники знали, что происходит в душе Гриши Добросклонова, — они наверняка поняли бы, что уже могут вернуться под родной кров, потому что цель их путешествия достигнута. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.

Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. В ней описывается пир, который закатили мужики после смерти старика Последыша. Быть бы нашим странникам Под родною крышею, Если б знать могли они, Что творилось с Гришею. Такая неожиданная концовка возникла потому, что автор осознавал свою скорую смерть, и, желая докончить произведение, логически закончил поэму в четвёртой части, хоть задумывалось 8 частей.

Крестьянский грех

Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю… По делу всяк по своему До полдня вышел из дому: Тот путь держал до кузницы, Тот шел в село Иваньково Позвать отца Прокофия Ребенка окрестить. Куда?..»- Переглянулися Тут наши мужики, Стоят, молчат, потупились… Гляди — уж и вцепилися! Роман тузит Пахомушку, Демьян тузит Луку. А два братана Губины Утюжат Прова дюжего,- И всяк свое кричит!

Роптать на бога грех, Несу мой крест с терпением, Живу… До замужества Матрена жила в непьющей и зажиточной крестьянской семье. Замуж она вышла за печника из чужой деревни Филиппа Корчагина. По первому четверостишию поэмы можно сказать, что Некрасов первоначально пытался охарактеризовать все проблемы Руси того времени анонимно.

Читайте также:

Похожее