imagesproishogdenie-i-sotsialnoe-pologenie-evgenija-iz-mednogo-vsadnika-thumb.jpg

Медный всадник (поэма)

Да, несомненно, что Пушкин любит этот город. Но и здесь есть, если приглядеться, некая странная двусмысленность. И запируем на просторе». В частности, это проявляется и в «Медном всаднике». Так что «пышно» и «горделиво» — это нечто очень подозрительное. И в связи с этим имеет смысл подумать о знаменитой пушкинской поэме «Медный всадник».

Евгений не перенес этого несчастья и сошел с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своем безумии, прошептал ему несколько злобных слов, видя в нём виновника своих бедствий. Не все, конечно, и раньше разделяли такого рода воззрения, но, в общем, все-таки преобладали именно они. Так вот на этот счёт в ХХ веке начинаются серьёзные сомнения. Не то чтобы реальности нет совсем, но единой на всех — всё-таки скорее нет. И поэтому разбираться с ней приходится долго и сложно.

Вдруг выясняется, что и там существует множество иллюзий, что и там всё очень непросто и часто является вовсе не тем, чем кажется. Собственно, можно сказать (и в этом имеет смысл согласиться с Валентином Непомнящим), что «Медный всадник» фактически начинается с того, чем заканчивается пушкинское стихотворение «Анчар».

О том, что они оба в одинаковой степени люди, они перед лицом автора, а в общем-то, и перед лицом Бога уравнены. Итак, перед нами «непобедимый владыка», который в «Анчаре» также выступает претендентом на роль земного бога, однако у этого человека есть проблема: ему очень мешают соседи. Именно «к соседам» он и рассылает свой яд, причём в рамках художественного мира Пушкина этот яд невероятно силён, и потому он отравляет всё вокруг.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Карим Безхан Мохаммад, 2013 год

В этот момент и возникает художественный миф о Петербурге, который был выстроен «на зло», и это будет иметь самые серьёзные последствия. То есть фактически получается, что для человека de facto всё равно, есть Бог, или Его нет. Если всё равно Бог ни во что не вмешивается и никогда не вмешается, то какая разница?

И проповедывал. Деистско-атеистическое учение воспринималось крайне наивно и совершенно некритически, потому что в ту эпоху в России не было сколько-нибудь приличного образования. И это очень серьёзно, это то, что закладывает в саму основу деятельности Петра нечто тёмное и страшное. Каменный гость» — это пир дона Гуана и донны Анны, во время которого герой гибнет. Ну, а в «Скупом рыцаре» барон открывает свои сундуки и говорит, что таким образом он себе устраивает пир. Одним словом, пир — явление достаточно амбивалентное.

И здесь особенно существенно, что Евгений — знатный дворянин

Такой Петербург Пушкин тоже любит. В общем-то, он был в значительной степени империалист. Пушкин чувствовал противоречие между одним и другим. Он видел в этом опасность. Итак, буквально если воспринимать сказанное, то финские волны, которые были одеты в гранит, потеряли свободу и хотят мстить, они восстают против того рабства, на которое их обрекли.

Предположим, боярин, который заседал в Боярской Думе, и самый простой холоп — они в принципе были носителями одной и той же культуры. В общем, они поговорили, причём, вроде бы, на одном языке. Но при этом каждый имел в виду что-то своё, и они совершенно друг друга не поняли. Иначе говоря, возникает иллюзия коммуникации, а коммуникации как таковой не было и не предвидится.

Мы вглядываемся в будущее и чувствуем, что надвигается нечто ужасное. Это роман Александра Измайлова «Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества», где выведен герой по имени Евгений Негодяев.

И там, и там Евгений — это молодой человек знатного рода, недостойный своих знатных предков, он существенно хуже их по тем или иным причинам. Итак, здесь сказаны существенные вещи. Евгений — человек весьма знатного рода, а в пушкинскую эпоху это отнюдь не пустяк. Разумеется, все его воспринимают как разночинца, и, разумеется, Чацкий презирает его прежде всего именно за это, как и других разночинцев, которые там упоминаются, в частности, из круга Репетилова.

В каком-то смысле по стилю это переходное произведение от «Евгения Онегина» к «Медному всаднику». И вроде бы, Евгений — «прямо противоположный» образ. У него психология мелкого чиновника. Это литературный персонаж, психология и поведение которого детерминированы его чрезвычайно низким социальным положением. И вроде бы, всё почти так и есть. Почти, но не совсем. А вот независимость и честь — это уже категории психологии дворянина, то, что маленькому человеку несвойственно.

С одной стороны, Пушкин стремился максимально точно описывать наводнение, он это подчёркивает в своих комментариях. И когда он это произносит, волнение стихает. Ясно для чего. Так как вследствие наводнения на улицах хаос и неразбериха, то может быть воровство и всё что угодно. Да, но на другом уровне, там, где изображена стихия народного бунта, там тоже нужны генералы… Как известно, пугачёвщину подавлял, в частности, и сам Суворов.

В пушкинскую эпоху не нужно было объяснять, кто это такой, все с полуслова узнавали Наполеона. Его и так узнавали по этим мифологизированным чертам. Именно в этом плане Наполеон оказывается негативной фигурой, хотя Пушкин и восхищается им как гением, и несмотря на очень жёсткие характеристики Петра в «Медном всаднике». То есть отношение к человеку и отношение к деятельности императора поэт принципиально разделяет.

Вода и больше ничего! После смерти цензурные исправления были введены В.А. Жуковским, и тут вместо слова «кумир» появляется слово «гигант». И здесь мы видим продолжение того же сюжета. Далее. Евгений с опасностью для жизни нанимает перевозчика и плывёт на лодке через бушующие волны, для того чтобы найти дом своей невесты. Придёт время, и это ужасное письмо он получит. Да, Пушкин любит его, да, этот город прекрасен, но одновременно и чудовищен.

Была написана в Болдине осенью 1833 года. Поэма не была разрешена Николаем I к печати. Её начало Пушкин напечатал в «Библиотеке для чтения», 1834, кн. XII, под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы» (от начала и кончая стихом «Тревожить вечный сон Петра!», с пропуском зачеркнутых Николаем I четырёх стихов, начиная со стиха «И перед младшею столицей»). Впервые напечатана после смерти Пушкина в «Современнике», т. 5, 1837 году с цензурными изменениями, внесенными в текст В. А. Жуковским.

Получается, что бунт Евгения провоцируется, в частности, и народным бунтом. Итак, старинная вражда и старинный плен. Так возникает в поэме вот этот символ. Пышно» и «горделиво» на языке Пушкина это, надо сказать, отнюдь не положительные характеристики. Как, впрочем, это и делалось в XVII веке. При Петре же всё преобразовывалось крайне радикально. В 1917-м это и произошло, и Пушкин одним из первых об этом серьёзно думает.

Читайте также:

Похожее

  • Как читать штрих кодКак читать штрих код Обязательно должен присутствовать штрих-код. В основном цвет духов варьируется от палевого до темно-желтого. Если вы видите духи известной […]
  • Белые выделения с кислым запахомБелые выделения с кислым запахом Обычно симптомы представляют собой белые выделения с кислым запахом при беременности, а также у небеременных женщин. В отличие от белей, […]
  • Федеральный перечень учебников 2015 – 2016 учебный годФедеральный перечень учебников 2015 – 2016 учебный год 9. «История России XIX в.», Данилов. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках […]