imagesstatja-statja-osnovnye-osobennosti-musulmanskoj-pravovoj-semi-thumb.jpg

Мусульманская правовая семья

При этом стран, где действует мусульманское право в чистом виде не существует, даже в Саудовской Аравии действуют, хоть и фрагментарно признаки других правовых систем.

В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. В основе этой правовой системы — принцип stare decisis (с лат. — «стоять на решённом»), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту.

В Канаде частное право является прецедентным, тогда как уголовное — кодифицированным. При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает священное писание.

В современном Израиле, Галаха не является доминирующей правовой нормой. Основой правовой системы Израиля служат законы государства. В последнее время правовые системы стран Дальнего Востока трансформировались и стали тяготеть к европейским правовым традициям.

В Китае и КНДР также особое место занимают институты, присущие социалистическому праву. На Японское право некоторое влияние оказало право Соединённых Штатов.

Религиозное право является одной из правовых систем, которое действует наряду с другими в государствах с так называемыми смешанными правовыми системами

Термин религиозная правовая семья был введён в науку французским учёным Рене Давидом. В своём чистом виде религиозное право действует только на территории Ватикана (и то с небольшими оговорками). Мусульманское право распадается на две огромных ветви: суннитскую и шиитскую.

В разных странах мусульманское право действует с очень разной интенсивностью — от ярко консервативного в странах Аравийского полуострова, до либерального в Турции. Синтоистское право действует фрагментарно в одной стране — Японии. Однако и буддизм и синтоизм оказали влияние на развитие её правовой системы. В эту группу входят страны Арабского Востока и некоторые африканские страны (например, Нигерия).

Основная задача мусульманского права — сохранить связь между законодательством (государством) и Кораном (Аллахом). Скорее всего, мусульманское право представляет собой религиозно-юридические комментарии. Европейцы пытались помочь арабам в правовом урегулировании жизни. Удалось сделать многое: были созданы законы и даже некоторые кодексы.

Таким образом, постепенно идет сужение применения религиозных норм. Сейчас уже можно говорить о существовании в этих странах двух независимых систем права: светской и мусульманской. Для мусульманского права характерна достаточная степень ка- зуистичности. В религиозных источниках нет структурированности и системности.

В сферу отношений, ранее традиционно регламентировавшихся мусульманским правом, стали вторгаться нормативные источники европейского происхождения. В Британской Индии мусульманское право с течением времени так много заимствовало из общего права, что даже появилась возможность говорить об «англо-магометанском праве». Семейное и наследственное право подверглись законодательным реформам в XX в. Законы о семейном праве были приняты в Египте и Судане.

Кодексы личного статуса были приняты в Сирии, Тунисе, Марокко, Египте, Иордании, Ираке и некоторых других мусульманских странах. Проникновение европейского права в мусульманские страны весьма существенно, и этот процесс, связанный с международной интеграцией и экономическим сотрудничеством, необратим.

Подобная активизация сопровождается в том числе и требованиями отказа от западных правовых моделей, полного восстановления всех норм мусульманского права (например, в Иране). Многие мусульманские государства заявляют в своих конституциях и законах о верности принципам ислама. Сегодня в некоторых странах (Турция, Египет, Тунис, Пакистан, Алжир, Марокко, Гвинея) мусульманские суды ликвидированы и заменены судами обычного судопроизводства.

В любом случае во всех этих странах мусульманское право выступает так или иначе правовым источником. Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. В мусульманском праве нет четкости и строгости формулировок, даже если эти правила применяются.

Читайте также:

Похожее