imagesnauchnaja-kartina-mira-i-ee-rol-v-kulture-thumb.jpg

Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации

Вслед за Планком Эйнштейн подчеркивал, что всякая картина мира упрощает и схематизирует действительность. Наряду с уже отмеченными смыслами он говорит о картине мира как «о минимуме первичных понятий и соотношений физики, которые обеспечивают ее единство». В то же время научная картина мира принадлежит и к внутренней структуре науки, репрезентированной взаимосвязями между эмпирическим и теоретическим знанием.

Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся на определенном этапе общественно-исторической практики. Этот аспект отношения научной картины мира к самому миру требует особого осмысления.

Дальнейшая содержательная экспликация понятия «научная картина мира» предполагает выяснение основных смыслов, в которых употребляется термин «картина мира», учитывая, что он весьма многозначен. Структура картины мира при таком подходе задается через систему так называемых категорий культуры 1.универсалий культуры).

Если же их принять во внимание, то тогда понятие «картина мира», употребляемое в значении мировоззрения как образа человеческого мира, получает более адекватное определение. Можно отметить, что в западной философии науки в 1980-х годах происходила своего рода реабилитация понятий «мировоззрение» и «картина мира». На этот аспект проблемы обратил внимание Дж. Холтон.

Скорее, нужно вести речь о взаимосвязи мировоззрения и научной картины мира. Можно отметить, что выдающиеся естествоиспытатели, осмысливая историю науки, наталкивались на эту проблему. В самом мировоззрении можно выделить по меньшей мере несколько взаимосвязанных аспектов: аксиологический, эпистемологический, онтологический. Научная картина мира может оказать существенное влияние на формирование онтологических компонентов мировоззрения.

В традиционных цивилизациях наука не оказывала значительного влияния на доминирующие мировоззренческие структуры. Целесообразно вначале конкретизировать понятие мировоззрения как целостного образа человеческого мира и выяснить его соотношение с системой представлений о мире, создаваемой в философии.

Место и роль научной картины мира в трансформации информационной культуры современного человека

Фундаментальными категориями мировоззрения являются категории «мир» и «человек». Все эти мировоззренческие категории всегда имеют социокультурное измерение и во многом определяют характер жизнедеятельности людей на том или ином историческом этапе социального развития.

В соответствии с этой матрицей, которую можно обозначить как мировоззрение некоторой исторической эпохи, рубрифицируется многообразный человеческий опыт и передается от поколения к поколению. И если на ранних этапах оно носило антропоморфный, мифологический характер, то с возникновением философии оно обретало статус теоретичности. Философия как раз и составляет теоретическое ядро мировоззрения.

Оперируя с ними как с особыми идеальными объектами, философия способна сконструировать новые смыслы, а значит, и новые категориальные структуры. Тем самым она создает своеобразные теоретические каркасы мировоззренческих установок, адресованые не только и, более того, не столько к настоящему, сколько к возможному будущему. С развитием общества и культуры они способны играть роль порождающего ядра нового мировоззрения.

Представления о соотношении категорий части и целого должны включить идею о несводимости целого к сумме частей. Важную роль начинает играть категория случайности, трактуемая не как нечто внешнее по отношению к необходимости, а как форма ее проявления и дополнения. Предсказание поведения больших систем требует также использования категорий потенциально возможного и действительного. Первоначально, когда естествознание только приступило к изучению больших систем, оно пыталось рассмотреть их по образу и подобию уже изученных объектов, то есть малых систем.

Но особенно наглядно проявилась неадекватность подхода к объектам физической реальности только как к малым системам с развитием квантовой физики. Оказалось, что для описания процессов микромира и обнаружения их закономерностей необходим иной, более богатый категориальный аппарат, чем тот, которым пользовалась классическая физика.

Задача выработки категориальных структур, обеспечивающих выход за рамки традиционных способов понимания и осмысления объектов, во многом решается благодаря философскому познанию.

В этом значении говорят об общей научной картине мира, которая выступает как целостный образ мира, включающий представления и о природе, и об обществе. Мировоззрение может оказывать влияние на развитие научной картины мира как непосредственно, так и опосредованно, через философию, которая подвергает рефлексии мировоззренческие категории.

Читайте также:

Похожее