imagestermin-ergonomika-byl-prinjat-v-1949-godu-v-thumb.jpg

Разделы эргономики

Термин «эргономика» был принят в Великобритании в 1949 году, когда было организовано Эргономическое Исследовательское Общество. Современная эргономика подразделяется на микроэргономику, мидиэргономику и макроэргономику. Эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности. В настоящее время открытия эргономики используются не только на производстве, но также в быту, в спорте и даже в искусстве.

Несмотря на длительную историю существования эргономики как дисциплины, к ней было и есть много вопросов. По замечанию Британского специалиста по эргономике Брайана Шейкла (Brian Shakel), «с эргономикой хорошо было только в первобытном обществе. До этого в разных странах эта наука называлась по разному: «эргология» (СССР), «исследование человеческих факторов» (США), антропотехника (Германия), «технопсихология» (Франция).

В 1921 году состоялась Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда где было предложено создать научную дисциплину — эргологию. В социалистическом производстве человек рассматривается не только как работник, но и как творческая личность. В эти же годы был разработан проект Эргонологического института и начинают проводиться первые эргономические исследования. Проект был принят и осуществлен. Предпосылки комплексного подхода к изучению трудовой деятельности формировались в 20-30-е гг. в целом ряде других направлений исследований.

Разделы эргономики

Так, например, в годы Второй мировой войны произошел качественный скачок в военной технике, и эффективно использовать ее не могли даже тщательно обученные и отобранные военные. Развитие эргономики во многом связано с модернизацией и усовершенствованием военной техники. В послевоенные годы также проводятся различные исследования для рационализации изделий в авиапромышленности и судостроении.

Начиная с 1960-х годов под флагом ВНИИТЭ (Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики) начинается новый этап развития эргономики в нашей стране. Под их началом создан первый отдел эргономики в России. Следует отметить, что наиболее востребованными и приоритетными на тот момент были исследования в производственной сфере. Производились исследования в области эргономики бытовой техники, мебели и т.д. Длительное время главным приоритетом в исследованиях эргономической оптимизации интерфейса человек-среда было повышение производительности труда и увеличения надежности — предупреждения срывов.

В России первым на это обратил внимание и даже предложил соответствующую программу работ инженер-железнодорожник И. И. Рихтер. Позднее аналогичную программу в области авиации предложил Н.М. Добротворский. В частности, проектирование интерфейсов программных продуктов находится в ведении микроэргономики. Время непрерывного пребывания в каждой рабочей позе при невозможности её смены, обусловленной особенностями технологического процесса.

Тяжелые предметы следует разместить таким образом, чтобы манипуляции с ними были как можно проще и наименее энергозатратны. Организовать рабочий процесс следует таким образом, чтобы каждый, фигурирующий в пределах рабочего места элемент имел бы собственное место расположения (ящик, укладку, стеллаж, крепление).

В 1986 году профессором А. Е. Аствацатуровым был введён термин «инженерная эргономика», а также его методы и методологическая основа. В последнее время эргономика отходит от классического определения и перестаёт быть напрямую связана с производственной деятельностью. Макроэргономика — исследует и проектирует систему в целом, учитывая все факторы: технические, социальные, организационные; как внешние к системе, так и внутренние. Целью макроэргономики является гармоничная, согласованная и надежная работы всей системы, «как единого организма».

При изучении и создании эффективных управляемых человеком систем, в эргономике используется системный подход. Конструкция рабочего места должна обеспечивать выполнение трудовых операций в зонах моторного поля в зависимости от требуемой точности и частоты действия. Расстояние между стойкой бара и задней стенкой бара должно быть таким, чтобы не затруднять работу. Понятие фирменного стиля появилось в начале XX века, когда количество компаний, работающих в одной области, критически взросло и стала актуальной проблема их узнаваемости.

В XX веке логотипом стали называть стилизованное шрифтовое начертание названия или само название в таком начертании, или условный знак, обозначающий организацию или товар. Далее, мнения разделяются. Он служит, в первую очередь, для идентификации компании на рынке. Логотипы появились для того, чтобы отличать продукцию различных фирм в рамках одной отрасли. Логотип – это первое, что бросается в глаза, среди прочей информации о компании.

Логотип ресторана «Венетто» — это сочетание графического знака и шрифтового написания. В качестве графического знака, используется изображение древнего медальона, найденного в области «Венетто». Так же был отрисован фирменный шрифт, для Итальянского ресторана в Классическом стиле как нельзя лучше подошел шрифт «Римский Капитал», которым и пишется название ресторана.

Дальнейшее развитие получила в 1920-х годах, в связи со значительным усложнением техники, которой должен управлять человек в своей деятельности. Первые исследования в этой области начали проводиться в СССР, Великобритании, США и Японии.

Современные передовые тенденции в организации рабочего места должны учитывать индивидуальные особенности работника. Конструкция и расположение средств отображения информации, предупреждающих о возникновении опасных ситуаций, должны обеспечивать безошибочное, достоверное и быстрое восприятие информации.

Некоторые термины эргономики стали широко употребляться в быту, например человеко — час (мера временной ёмкости деятельности). Рабочее место для выполнения работ стоя организуется при физической работе средней тяжести и тяжелой.

Читайте также:

Похожее