imageskartinka-s-opisaniem-tserkov-monastyrja-marija-lah-germanija-thumb.jpg

Романский стиль в искусстве Германии

Собор Марии Лаах — одно из наиболее сохранившихся и примечательных зданий в романском стиле в Германии. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастыре Оберцелле. До XIX века включительно двойные двери парадиза были заперты. Главными центрами романской архитектуры в Италии были Ломбардия и Тоскана.

В 1926 году папаПий XI присвоил храму титул «Базилика минор» (Basilica minor). Название озера, местности и монастыря — Laach — происходит от древневерхненемецкого слова lacha, а то, в свою очередь, от латинского lacus (озеро). С 1127 года монастырь возглавлял Гильберт фон Аффлигем, первоначально как приор, а с 1138 года как аббат. С ним в Лаах пришли ещё 40 монахов. Начали расти и владения монастыря на Рейне, Мозеле и в Айфеле.

В районе 1230—1250 гг. был создан свод среднего нефа, опирающийся на деревянные перекрытия. После тяжелого периода 1247—1256 гг. (три аббата подряд покинули свой пост раньше времени) монастырь был частично перестроен в готическом стиле при одиннадцатом аббате, Дитрихе II фон Лемене.

После Констанцского собора в бенедиктинском ордене все активнее стали осуществляться реформы. Таким образом он победил в борьбе с кёльнским архиепископом Рупрехтом Пфальцским, намечавшего на эту должность своего кандидата. В аббатстве появлялись новые барочные постройки. Монастырь, по замыслу французских властей, должен был быть преобразован в тюрьму.

В 1815 году аббатство было по решению Венского конгресса передано в распоряжение прусского правительства. 24 января 1820 года бывшие монастырские постройки, озеро и угодья перешли во владение к начальнику окружного управления в Трире Даниэлю Генриху Делиусу, за сумму в 24900 талеров. По его предписанию в конхе главной апсиды был изображен Христос Пантократор, по образцу апсиды собора Монреале. Новые здания строились на территории монастыря и в XX веке: в 1901—1913 гг. — П. Людгером Ринклаге, в 1928-29 гг. — франкфуртским архитектором Мартином Вебером.

В 1948 году был создан собственный институт, посвящённый этой дисциплине. В южной круглой башне раньше также находились колокола. Таким образом, Лаахский собор построен в традиции крупнейших соборов рейнских городов — Шпайера, Майнца и Вормса. При аббатах Альберте и Грегоре был создан леттнер (алтарная перегородка); в XVII веке он был разрушен, но его скульптурные детали, включая фигуру Самсона, хранятся и сейчас в музее монастыря.

Романский стиль в искусстве Германии

В последующие годы монастырские здания частично перестраивались. Расположение и предназначение алтарей описал аббат Иоганн V Августин Маххаузен в своем сочинении Rituale Hyparchiae. В 1662—1668 гг. при аббате Плацидусе Кессенихе (1662—1696) проходило оформление внутреннего убранства церкви в стиле барокко. Его преемники Йозеф Денс (1696—1711) и Клеменс Аах (1718—1731) заменили старые хоры времен фон дер Лайена новыми и установили в соборе резную кафедру.

В XIX веке были проведены две масштабные кампании по реставрации (в 1830-40-х и в 1880-х гг.), призванные устранить серьёзные повреждения (в частности, свода и крыши). В 1956 году, к 800-летию со дня освящения, внутреннее убранство собора также было приведено к первоначальному виду. Были заново заложены основания колонн. В 1991 году колокольный ансамбль собора был пополнен шестью новыми колоколами завода Бахерт по случаю 900-летнего юбилея со дня основания монастыря.

Сейчас его можно увидеть над входом в парадиз, где он отражает статус собора — «Базилика минор», а также на монастырской печати (где он представлен без красок). Девиз герба гласит: «Pax in virtute» (с лат. — «мир в добродетели»). Для Франции характерно многообразие местных архитектурных школ. Наиболее ярко черты зрелой романики проявились в архитектуре и искусстве Бургундии, Нормандии, Аквитании и Пуату и Прованса.

Христианство и ислам в Иерусалиме

Норманнские архитекторы долго использовали деревянные перекрытия — своды появились здесь только в конце XI в. — и почти не использовали скульптурные украшения. Церкви Нормандии, похожие на крепости, отличались просторными внутренними помещениями и большими башнями, расположенными по сторонам фасадов и в центре (церковь Ла Трините в Кане, 1059—66 и 1100—30). В 1028—72 гг. в монастыре Сен-Север в провинции Гасконь была создана иллюстрированная рукопись комментариев к Апокалипсису.

Скульптура в западноевропейских средневековых храмах впервые появилась в XI в. Это были рельефы и небольшие детали оформления стен. В XII в. скульптура распространилась практически по всей Европе. В скульптуре Прованса сильно ощущается влияние античности, это проявляется и в сюжетах, и в манере исполнения. Особое место в немецкой архитектуре занимает церковь монастыря Мария Лах (1093—1156).

Эпоха романики в Германии отмечена строительством ряда значительных светских зданий и фортификационных укреплений. Непременной принадлежностью пфальца был «палас» — ряд помещений дворцового типа. Парадные залы начали возводить и в замках крупных феодалов.

В 1937 и 1956 гг. были начаты два крупных реставрационных проекта, призванные приблизить к первоначальному облику сначала экстерьер, а затем и интерьер Лаахского собора.

Читайте также:

Похожее