imageseksperimentalnye-dirigabli-ural-sssr-70-80-gody-thumb.jpg

Современные дирижабли

Возможно, дирижаблям найдётся применение и в разрабатываемой американцами программе Future Combat Systems. Жёсткий дирижабль может быть и с металлической обшивкой. Российская компания «Аэроскан» в 2006 году начинает использовать дирижабли для пространственно-технического мониторинга местности и инженерных объектов.

Самый первый дирижабль был снабжён паровым двигателем, но, в основном, на дирижабли ставили двигатели внутреннего сгорания, часто дизели. Чтобы завести дирижабль в ангар при сильном ветре, требовались усилия до 200 человек.

Современные дирижабли

Однако позднее, в течение нескольких десятилетий, дирижабль стал одним из самых передовых транспортных средств. Первый технически обоснованный проект большого грузового дирижабля был предложен в 80-х годах ХIХ века великим русским учёным Константином Эдуардовичем Циолковским. В январе 1918, когда вследствие спонтанного самовозгорания одного из дирижаблей в Ahlhorn, огонь взрывом распространился на соседние ангары, и четыре «Цеппелина» и один «Шютте-Ланц» были потеряны.

Преимущества использования дирижаблей

После окончания первой мировой войны в США, Франции, Италии, Германии и других странах продолжалось строительство дирижаблей различных систем. В 1919 году британский жёсткий дирижабль R.34 впервые в истории воздухоплавания преодолел Атлантический океан, совершив двойной перелёт с Великобритании в США и обратно.

Непрекращавшаяся череда аварий и катастроф серьёзно подрывала веру в надёжность и целесообразность использования дирижаблей. А разрабатываемый 8-местный дирижабль Au-30 «Аргус» в обозримом будущем станет элементом одной из государственных программ. В перспективных разработках у компании стратосферный дирижабль «Беркут» с рабочим потолком 20000 метров и автономностью в 6 месяцев, объёмом 500 тысяч м³, длиной 290 метров, диаметром — 58 метров.

Дирижабль — летательный аппарат легче воздуха, аэростат с движителем, благодаря которому дирижабль может двигаться независимо от направления воздушных потоков. По конструкции дирижабли подразделяют на мягкие, полужёсткие и жёсткие. Мягкие дирижабли сохраняют свою форму благодаря давлению газа изнутри; такими делают только небольшие дирижабли.

Ферма частично разгружает оболочку; кроме того, внутри фермы есть проход для людей, что обеспечивает доступ к разным частям дирижабля и его механизмам. Жёсткие дирижабли имеют металлический каркас по всему объёму, обтянутый снаружи пропитанной хлопчатобумажной тканью, что придаёт им характерный ребристый вид. К каркасу крепятся гондолы с моторами. Современные дирижабли обычно оснащаются газотурбинными двигателями.

Причаленный дирижабль может свободно вращаться вокруг мачты, как флюгер. Стыковочный узел может двигаться по мачте вверх-вниз — это позволяет опустить дирижабль ближе к земле для погрузки/разгрузки и посадки/высадки пассажиров.

Дирижабль единственное место, где в нарушение этикета входящие не пропускают выходящих, ведь если все выйдут, то он может улететь. В отличие от многих своих современников, Циолковский предлагал построить огромный даже по сегодняшним меркам — объёмом до 500 000 м³ — дирижабль жёсткой конструкции с металлической обшивкой.

Закат эры дирижаблей

Во время первой мировой войны безусловным лидером в области дирижаблестроения была Германия. Из 75 боевых кораблей потеряны за годы войны в результате боевых действий 52: уничтожено с экипажем 19, 33 вследствие обстрела или аварий захвачено англичанами после приземления. К концу войны у Германии оставалось всего 7 дирижаблей. Большую опасность дирижаблям стала представлять истребительная авиация.

Чтобы спастись от истребителей и зениток дирижабли поднимались на высоты до 5 км, где экипаж страдал от низких температур и нехватки кислорода. Дирижабли использовались германской армией для морской разведки. В начале войны гидросамолётов ещё не существовало.

Засекреченные катастрофы

Все ангары, кроме одного, были приведены в негодность. После этого германский флот имел только 9 воздушных кораблей в своём распоряжении. С осени 1917 строительство дирижаблей было ограничено, потому что материал, необходимый для строительства дирижаблей был необходим для более перспективных аэропланов. В 1929 году «Граф Цеппелин» с тремя промежуточными посадками совершил свой легендарный кругосветный перелёт.

Как ликвидировать НЛО

Длительность нахождения в воздухе. Относительно малая скорость по сравнению с самолётами и вертолётами, низкая маневренность — в первую очередь из-за высокого аэродинамического сопротивления при полёте. На 2005 год существуют несколько проектов возрождения дирижаблей. В России дирижаблестроение пытались восстановить ещё в 1956 году на базе ОКБ-424 (город Долгопрудный), но проект государственного развития не получил.

На МАКС-2005 были представлены некоторые уже построенные российские дирижабли производства компании «Авгуръ». Представленные экспонаты заинтересовали потенциальных заказчиков, уже в 2006—2007 годах «Авгуръ» планирует перейти к серийному производству некоторых моделей.

На авиасалоне в Фарнборо компания «Авгуръ» и «РосАэроСистемы» представили аэростаты военного назначения «Пума» и «Ягуар». Как правило, стоимость зарубежных аналогов таких летательных аппаратов в 2,5—4 раза выше, чем российских.

Разработка дирижаблей Пентагоном ведётся по двум направлениям. С одной стороны, создаются дешёвые небольшие аэростаты и дирижабли тактического назначения, с другой стороны — ведутся работы по проектированию «стратегов» — дирижаблей стратосферного назначения. Эти аэростаты будут поддерживать связь, осуществлять разведку из стратосферы, в которой не могут летать самолёты. Именно с помощью дирижаблей высокой грузоподъёмности США планируют перебрасывать технику к местам военных конфликтов.

В 2005 году Пентагон объявил о разработке программы строительства военных аэростатов и дирижаблей, которые будут действовать в самых верхних слоях атмосферы, практически на границе космоса. В годы I мировой войны такие дирижабли называют «цеппелинами» по имени германского изобретателя, графа Цеппелина. Дирижабли могут принести пользу, например, при исследовании Арктики, при георазведке в Сибири и Заполярье.

Читайте также:

Похожее