imageskto-takoj-hammurapi-i-i-chem-on-znamenit-thumb.jpg

Свод законов Хаммурапи

Эта группа законоположений начинается с установления наказаний за ложные обвинения в убийстве и чародействе. В 1991 году был опубликован фрагмент Законов, заполняющий лакуну между параграфами 78 и 79. Законы Хаммурапи начинаются прологом и заканчиваются эпилогом. Клинописные памятники, обнаруженные в последние годы, свидетельствуют, что одним из источников Законов были и реальные судебные решения, которые выносил Хаммурапи.

Затем перечисляются злоупотребления его предшественника Лугальанды, причинявшие вред общинам и жречеству. Следующая часть излагает собственно сами реформы, заключающиеся в устранении беспорядков и злоупотреблений. Со снижением этих сборов Урукагина связал запрет женщине выходить замуж за двух и более мужчин, упразднив тем самым полиандрию. Перечисление реформ заканчивается указанием на издание законов, которые должны были охранять подданных от долговой кабалы, от обмана при взимании податей, от воровства, убийства и грабежа.

Забота о подданных была частью официальной царской идеологии и формула защиты бедных и слабых воспроизводилась каждым последующим законодателем вплоть до Хаммурапи. Авторство Законов является дискуссионным: оно приписывается как основателю Третьей династии Ура, царю Ур-Намму, так и его сыну Шульги. Исходя из содержания, в литературе пролог Законов подразделяется на три большие части — теологическую, историческую и морально-этическую.

(Hammurabi) Знаменитый вавилонский царь аморейской династии

Здесь впервые делалась попытка ассоциативного перехода от одной группы норм к другой; подобный прием впоследствии будет широко использоваться в Законах Хаммурапи. В прологе также сообщалось, что царь освободил от долгов граждан Ниппура, Ура и Исина, а также Шумера и Аккада.

Законы Эшнунны первоначально приписывались Билаламе; в современной науке их автором признается царь Дадуша. Законы состоят из почти не сохранившегося пролога и около 60 статей. Впервые о царе Хаммурапи современным исследователям стало известно в 1853 году, когда О. Г. Лэйард в ходе раскопок обнаружил клинописную табличку с его именем.

В частности, в 1854 году У. Лофтruen в ходе раскопок в Османском Ираке нашел несколько глиняных табличек, оказавшихся торговыми контрактами времен Рим-Сина, Самсу-илуны и Хаммурапи. Справедливость предположения Мейсснера, что спорный сборник законов появился в период первой вавилонской династии, не подлежит сомнению.

Все три обломка вместе составили стелу с клинописным текстом, которая, вероятно, была захвачена эламитами во время одного из своих набегов на Вавилон и вывезена в Сузы в качестве военной добычи. Находка и издание Законов Хаммурапи имели огромное научное значение. По словам Шейля, «кодекс Хаммурапи является одним из важнейших памятников не только специальной восточной, но и всемирной истории». Если в начале эпилога Хаммурапи говорит о том, что памятник был установлен в Вавилоне в храме Эсагила, то в конце эпилога говорится уже об окрестностях храма Эбаббараrude.

Искусный полководец

В частности, помимо стелы с Законами Хаммурапи де Морган нашел в развалинах так называемого «Акрополя» в Сузах ещё не менее пяти вавилонских памятников с начертанным на них именем Шутрук-Наххунте. В правой руке, протянутой вперед, он держит жезл и кольцоruen, означающие прямоту и завершенность, то есть право и справедливость.

Фигура Хаммурапи стоит перед богом в позе глубокой покорности и благоговейного внимания. Поза царя первоначально была истолкована Шейлем в том смысле, что Хаммурапи принимает законы от Шамаша под диктовку последнего. Кроме того, если в прологе Хаммурапи заявляет о своем повиновении словам Шамаша, то в эпилоге он делает то же самое по отношению к Мардуку. Поскольку подавляющая масса населения Вавилонского царства была неграмотна, помещение на стелу с Законами изображения царя и бога имело важное репрезентативное и символическое значение.

Тем самым все смертные обязаны были под страхом проклятия богов рассматривать этот сборник законов как нечто неизменное, неоспоримое и провозглашенное на вечные времена. Уникальность записи текста Законов состоит в том, что наносившие его лица использовали несколько традиций для фиксации источника.

Кроме того, в оформлении источника применялась и более поздняя традиция, при которой знаки располагались слева направо на лицевой стороне, но справа налево на обратной. Всего сохранилось таким образом 3638 строк. Около 700 строк посвящены прологу и эпилогу; остальные строки содержат собственно нормативно-правовой текст.

Отдельные законодательные постановления на стеле не отделены и не нумерованы. Их разбивка на 282 параграфа была произведена Шейлем и является чисто схематической: каждая совокупность слов, начинающаяся союзом «šum-ma» («если») рассматривается как самостоятельное постановление. Целью составления Законов Хаммурапи являлась крупная реформа существовавшего правопорядкаruen.

Отдельно стоит вопрос о том, можно ли считать Законы Хаммурапи кодексом. Тем не менее Законы Хаммурапи на протяжении столетий оставались основой древневосточного права, хотя изменившиеся условия и вносили в правовую практику различные модификации. Так, переход от группы II к группе III основан на том, что § 26 (первый в группе III) карает (как и параграфы группы II) за противоправное использование чужого имущества.

Эпилог Законов содержал сакральные формулы проклятий и божественных кар в адрес всех, кто осмелится нарушить предписания царя

Определенная система прослеживается (хотя иногда и не столь последовательно) также и внутри самих групп. Обе эти части написаны торжественным поэтическим, так называемым гимно-эпическим стилем и графически не отделены от законодательной части.

Терминологический аппарат Законов Хаммурапи включает в основном наименования сословий и профессий, а также единиц измерения. Города, упомянутые в прологе к Законам Хаммурапи. Хотя Законы Хаммурапи не всегда четко различают отдельные отрасли права, в целом расположение их норм по-своему весьма логично и подчинено определенной системе.

Читайте также:

Похожее

  • Как определить красное горлоКак определить красное горло Температуры и боли в горле нет. Только мокрый кашель и насморк. Часто параллельно с хроническим фарингитом присутствует и хронический […]
  • Учение академика В.И. Вернадского о биосфереУчение академика В.И. Вернадского о биосфере В результате круговорота веществ происходит непрерывное перемещение химических элементов из живых организмов в неживую природу и обратно. […]
  • Стальной Алхимик викиСтальной Алхимик вики Эдвард становится государственным алхимиком. В 2011 году был выпущен второй фильм, «Стальной алхимик: Священная звезда Милоса». Прочитав […]