imageschukovskij-o-poeme-12-ug-ja-nogichkom-thumb.jpg

Тема святочного карнавала в поэме А.Блока «Двенадцать»

А. А. Блок. Записные книжки. Да, — смутился Блок, — но в поэме эти слова произносят или думают красногвардейцы. Поэма «Двенадцать», однако, успела пробить брешь в широкую толпу, ту толпу, которая никогда раньше Блока не читала. В „Двенадцати“ Блок пошёл от куплетистов и уличного говора. После «Двенадцати» и «Скифов» (обе вещи были написаны в январе 1918 года) Блок как поэт замолчал.

Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. Необходимо, по возможности, чётко представлять себе, в какой обстановке создавалось это произведение, совершенно необыкновенное и для Блока, и для всей русской поэзии. Поэма писалась довольно быстро. Я заметил, что в ней мало зачёркнутых строк, а на полях написаны варианты.

Тема святочного карнавала в поэме А.Блока «Двенадцать»

Музыка» с большой буквы. «Те, кто исполнен музыкой, услышат вздох всеобщей души, если не сегодня, то завтра»,- говорил Блок ещё в 1909 году. В 1917 году Блоку почудилось, что он её услышал. Александр Блок. «Поздние статьи». Вечер «Арзамаса» в Тенишевском училище. Анатолий Васильевич (Луначарский) будет о них писать, но читать их — не надо (вслух), потому что в них восхваляется то, чего мы, старые социалисты, больше всего боимся». Если бы в России существовало действительное духовенство, а не только сословие нравственно тупых людей духовного звания, оно бы давно «учло» то обстоятельство, что «Христос с красногвардейцами».

Из людей, близких Блоку, приняли и поддержали его буквально считанные единицы. Так, по мнению Виктора Шкловского, поэму «Двенадцать» все дружно осудили, и мало кто понял именно потому, что самогó Блока и его поэзию слишком привыкли принимать всерьёз и только всерьёз.

Судя по всему, Блок полагал, что читать «Двенадцать» нужно именно в той жёсткой эксцентричной манере, как это делал Савояров, выступая в амплуа питерского уголовника (или босяка). И словно отвечая на письмо Андрея Белого и подтверждая его опасения, в стихах Зинаиды Гиппиус, прямо обращённых к Блоку, мы можем увидеть те же самые слова: «Я не прощу, Душа твоя невинна.

Нарастающая разруха, смута и нападения со всех сторон приводят Блока к углубляющемуся творческому кризису, депрессии и прогрессирующей болезни. Шум и грохот «мировой истории», с которого начиналась поэма «Двенадцать», постепенно затих, уступив место тишине, давящей тишине, а потом и мёртвой. Его заподозрили в участии в антисоветском заговоре.

Игровые мотивы в поэме «Двенадцать»

Признаюсь, для нас радость и неожиданность, что и вы вошли в нашу борьбу, — по-мальчишески самоуверенно продолжал я, показывая на плакаты за витриной. Кратко и ёмко набросаны портреты несколько прохожих — вот священник, вот богатая женщина в каракуле, старухи… По улицам замёрзшего города идёт патрульный отряд революционеров из двенадцати человек.

Текст научной работына тему ««Двенадцать» как ключевой концепт поэмы А. Блока». Научная статья по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

Георгий Петрович Блок, «Воспоминания о Блоке»). Говоря блоковскими словами, «Двенадцать» сосредоточили в себе всю силу электричества, которым был перенасыщен воздух Октября.

Но не только сам текст и образный ряд стихов в представлении самого Блока был связан с «пониженным» и эксцентрическим савояровским стилем. Словно услышав сомнения автора, сразу же после публикации и первых концертов поэма была принята буквально в штыки большинством представителей русской интеллигенции.

Читайте также:

Похожее