МНУ. регулятор частоты вращения, спиральная камера, рабочее колесо, крышка турбины и др.), которые, в свою очередь, составлены из деталей самых разных размеров. Вал турбины и генератора выполняется единым. Это выполняется системой регулирования турбины, которая действует на закрытие направляющего аппарата (НА), и подача воды на лопасти рабочего колеса турбины почти полностью прекращается.
На ГЭС устанавливаются турбины различных систем, количество устанавливаемых на каждой станции турбин зависит от установленной мощности ГЭС и расчётного напора. В последнее время наибольшее распространение получили горизонтальные турбины с расположением генератора в металлическом кожухе — капсуле.
3.3.2 Технические требования к конструкции с безмасляной втулкой рабочего колеса
Конструкция турбин во многом зависит от напора воды для проектируемой ГЭС. Для низконапорных ГЭС габариты турбин велики, чго усложняет их изготовление и транспортировку. Особое внимание уделяется расчётам, связанным с регулировочными характеристиками, в частности, обеспечивающими гарантированную работу турбины совместно с генератором.
Увеличится и величина относительной скорости, а следовательно и расход воды через РК будет большим, увеличится и мощность турбины. С целью уменьшения объёмных потерь, протечек воды помимо лопасти радиально-осевого РК и, соответственно, для увеличения КПД турбины обычно проектируются лабиринтные уплотнения.
На рис. 7.26 представлена конструкция щелевого уплотнения нижнего и верхнего ободьев радиально-осевого РК для средних напоров. Рабочее колесо радиально-осевого типа, представляет собой пространственную систему, состоящую из верхней ступицы (верхний обод), нижнего обода и лопастей.
3.1 Камера рабочего колеса ПЛ и ПР гидротурбины
Расчёт такой конструкции представляет большую сложность и производится с рядом допущений. Лопасти, находящиеся в коррозионной среде, испытывая совместное действие нагрузки от потока воды и центробежных сил, подвергаются специфическим кавитационным разрушениям. Число подшипников в агрегате устанавливают в зависимости от конструкции турбины, генератора и соответствующей длины вала. В крупных турбинах применяются в основном подшипники скольжения.
Вал вертикальной турбины испытывает совместное действие растяжения и кручения, проектирование и изготовление валов для мощных и сверхмощных турбин является достаточно сложной проблемой. Проектирование генераторов основано на знаниях физической сущности электрических и магнитных явлений, излагаемых в курсе теоретических основ электротехники. Так, например, при угонной частоте вращения, превышающей номинальную в три раза, центробежные силы и механические напряжения во вращающихся частях возрастают в девять раз по сравнению с номинальными.
Упругие деформации обода ротора должны быть не более размера воздушного зазора между ротором и статором генератора. В конструкциях роторов со спицами создаётся только тангенциальная связь между спицами и ободом. Величина напряжения при проектировании генератора определяется мощностью генератора, условиями подключения его к электрической сети, а также его конструкцией и технологией изготовления. Конструкция обмотки статора в значительной мере влияет на свойства генератора, в первую очередь на его стоимость, КПД и рабочие характеристики.
Уже отмечалось, что проектирование ГЭС на основе материалов изысканий начинается с водноэнергетических расчётов. Проектирование гидротурбин. Поскольку в нашей стране тип активных турбин не получил широкого распространения, то здесь в кратком изложении затронутой темы рассматриваются лишь реактивные турбины. Поэтому при небольших размерах диаметра рабочего колеса — менее 5 м осуществление такой конструкции затруднено.
Особое значение материалам должно придаваться при изготовлении лопастей рабочих колёс, поскольку они действуют в специфических условиях динамического и кавиташюнного воздействия потока. Однако использование такого решения ограничивается условиями обслуживания турбины и генератора (трудности выполнения проходов к узлам агрегата). Мощная турбина состоит из большого количества разнообразных узлов и механизмов (направляющий аппарат, подшипники, сервомоторы.