imagesprintsipialnye-razlichija-v-ustanovkah-modernistov-i-avangardistov-thumb.jpg

БЕНЬЯМИН(Benjamin) Вальтер (1892—1940; покончил с собой на французско-испанской границе, спасаясь от нацистов) — немецкий философ и историк культуры.

Неоднозначное понятие, использующееся в науке в нескольких смыслах. 19 в., прежде всего) культуры — за антиреализм, эстетство, отход от социально-политич.

В этих исследованиях, как правило, учитывается конститутивное значение политического. Однако в них преобладают так называемые case studies, авторы которых, как правило, избегают обсуждения общих теоретических проблем. Исключением в бегло обрисованном поле исследовательских тенденций является известная и до сих пор достаточно провокационная концепция Бориса Гройса. Квинтэссенция этих поисков выражена в знаменитом 11-м тезисе Маркса о Фейербахе.

А именно — «жизнь», понимаемая как телесная, биологическая субстанция, но также и как жизнь общественная, политически выраженная и детерминированная. Она противопоставляется или, скорее, дополняет традиционное понимание власти как господства, укорененное в политическом мышлении Нового времени. Эта традиционная модель власти задействует весь арсенал базовых категории классической философии: суверен, субъект, сознание, закон и т.д.

БЕНЬЯМИН(Benjamin) Вальтер (1892—1940; покончил с собой на французско-испанской границе, спасаясь от нацистов) — немецкий философ и историк культуры.

Режим биополитики в обществах модерна состоит в непрерывном вмешательстве в жизнь, ее преобразовании, упорядочивании, контроле над всеми биологическими процессами. Различие позиций двух мыслителей в упрощенном виде можно сформулировать следующим образом. Фуко считал «монархическо-юридическую» концепцию власти вторичной, деактивированной, скорее маскирующей работу анонимных практик дисциплины и нормализации.

ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ — один из основополагающих и в то же время наименее проясненных концептов философии жизни Ницше,

Важно показать, насколько авангард задается биополитическими стратегиями (как стратегиями власти) и насколько он им сопротивляется и стремится их преодолеть. В этих журналах, особенно в двух последних, с той или иной степенью активности, шла дискуссия о «научной организации труда» (НОТ), а также о «научной организации умственного труда» (НОУТ). В рамках дискуссии об умственном труде ставился вопрос о роли художника и искусства в процессах рационализации общества.

«СИЛА И ОЗНАЧЕНИЕ» («Force et signification») — одна из ранних работ Деррида, опубликованная в «Письменности и различии» (1967).

Упомянутая «Лига Времени» — лишь одна из многих ассамблей, «смычек», лиг и общественных движений, которые были призваны стать агентами глубинной трансформации реальности. Они должны были изменить режимы жизни и труда, придав им точечную интенсивность проживания времени.

Ведь стоимость произведенных благ определяется, прежде всего, вложенным временем, но оно и само должно быть использовано рационально, без «растрат». Аналогом и активно заимствуемым и переосмысляемым образцом была американская «система Тейлора» (тейлоризм) как способ рационализации труда и управления производством.

Внешне рациональная и обоснованная стратегия преобразования жизни и труда, вполне возможно, скрывала эстетический и даже мессианский момент». Измерение Jetztzeit имеет также теологическое значение как «мессианское время», связанное с ожиданием прихода мессии и «исполнения/упразднения закона».

Начата работа по собиранию материала о рациональной постановке труда художника, пребывающего больше всех иных производств в хаотически-богемном состоянии. Идет учет процессов работы, экспериментируются принципы уплотнения работы и времени, разрабатываются методы труда и отдыха.

Разрыв» во времени, созданный революцией, отменившей прежние установления и политики организации жизни, необходимо было заполнить. Эстетический и биополитический момент в проживании «времени-сейчас» состоял в проблематике «второго шага» после победы революции. Вчера были и митинги, и пафос, а ныне пафос — только сквозь сжатые зубы, а на место митинга — работа, работа, работа.

«TEL QUEL» (франц. «такой, какой есть») — название литературно-художественного журнала, основанного в 1960 в Париже и просуществовавшего до начала 1980-х.

Доминирующей становится идея «стандартизации быта», основанной на неразделимости производства и «внепроизводственного» времени. В статье «Стандарт» Третьяков описывает проделанный на территории искусства «опыт стандартизации быта 1-го рабочего театра Пролеткульта». Специальная «ячейка времени» следит «за учетом расходуемого времени, вырабатывает расписания и контролирует их выполнение…».

ВИРИЛЬО (Virilio) Поль (р. в 1932) — французский философ, социальный теоретик, специалист по урбанистике и архитектурный критик.

Тогда люди будут ходить в театр лечиться не бессознательно, как отравленная собака бегает есть какую-нибудь траву». Антонио Негри в ряде своих работ выдвинул теорию «учредительной власти», которая состоит в неотделимости производительной силы, мощи (Potenza) от процесса ее политического конституирования. По сути, в текстах Третьякова и других авторов речь идет о том самом совпадении политической и экономической «мощи» пролетариата.

В дискуссию о НОУТ (научной организации умственного труда) включился тот же круг авторов, что обсуждал стратегии и практики «жизнестроения». Насколько можно судить, данное общество и его исследования были абсолютно уникальными как в советском контексте, так и в общемировом. Секция «Искусство» играет важную роль в этих исследованиях, ее задача — «разработка вопросов о применении искусства, как метода эмоционального воздействия, в области строительства реальной жизни».

Умственный труд, парадоксальным образом, по своей организации пока еще находится на уровне «ремесленно-кустарном», крайне отсталом и индивидуалистическом. Тарабукин критикует предрассудок, что труд ученого и художника не поддается рационализации, как труд «творчески-вдохновенный», что рационализация его подрывает. В моменты истощения энергии создаются интервалы, не заполненные работой. Так укореняется привычка работать только в моменты прилива энергии, и впадать в прострацию в периоды, творчески нейтральные.

Во-вторых, другой вектор отношений искусства и биополитики был вписан в более общую проблематику «рационализации умственного труда». ХIХ — середины ХХ в., то есть от импрессионизма до нового романа и театра абсурда. Наряду с искусством здесь имелась в виду наука и другие виды интеллектуальной деятельности. Его средства воздействия — «выразительное движение и слово, объединенное в аттракцион, т.е. эмоционально тонирующую систему».

Читайте также:

Похожее

  • «Религия мира и добра»«Религия мира и добра» В который раз смотрю - и всегда получаю удовольствие. Действие сериала разворачивается и в Петербурге, с его многочисленными реками, […]
  • Как правильно принимать витамины, витаминные комплексыКак правильно принимать витамины, витаминные комплексы Девушки, которые пьют фолиевую и витамин Е, есть ли особые рекомендации когда лучше стОит принимать эти препараты? Я имею ввиду, до еды […]
  • ПМЖ в ИспанииПМЖ в Испании Как получить вид на жительство в Испании? Итак, каковы же основания для получения ВНЖ в Испании? Подскажите, пожалуйста, […]