Прослушайте аудиокнигу «Кому на Руси жить хорошо» в дороге или на диване. Мужики-странники не теряют надежды найти людей, которым на Руси хорошо живётся. Сначала немец жил спокойно, сдружился с крестьянами. В девках Матрена Тимофеевна жила счастливо в большой семье, где все ее любили. Он жил когда-то в Питере, но его посадили в тюрьму, после того как он вздумал тягаться с купцом. Ты как — вольготно, счастливо живешь, честной отец?» И поп начинает свой рассказ.
Да к тому же скатерть самобраная будет чинить и стирать их одежду! Они соглашаются с попом в том, что счастье — в покое, богатстве и чести. Но ни одним из этих благ поп не обладает.
Кому на Руси жить хорошо
Ну а о том, каков попу почёт, мужики знают и сами: им неловко становится, когда поп пеняет за непристойные песни и оскорбления в адрес священников. Поняв, что русский поп не относится к числу счастливцев, мужики отправляются на праздничную ярмарку в торговое село Кузьминское, чтобы там расспросить народ о счастье. В богатом и грязном селе есть две церкви, наглухо заколоченный дом с надписью «училище», фельдшерская изба, грязная гостиница.
Хорошо, что Павлуша Веретенников, любитель русских песен, которого все почему-то зовут «барином», покупает для него заветный гостинец. Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью.
Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге. Правда, муж любил её и бил всего один раз, но вскоре он отправился на работу в Питер, и Матрена была вынуждена терпеть обиды в семье свёкра. Единственным, кто жалел Матрену, был дедушка Савелий, в семье доживавший свой век после каторги, куда он попал за убийство ненавистного немца-управляющего.
«Ирония и сатира в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»»
Но вскоре свекровь запретила ей брать ребёнка в поле, а старый дедушка Савелий не уследил за младенцем и скормил его свиньям. Здесь, у села Вахлачина, странники слушают крестьянские песни — барщинную, голодную, солдатскую, солёную — и истории о крепостном времени.
К старости у Поливанова отнялись ноги, и Яков стал ходить за ним, как за ребёнком. Завезя барина в лес, Яков повесился прямо над ним на сосне. Поливанов провёл ночь под трупом своего верного холопа, стонами ужаса отгоняя птиц и волков. Разбойник долго замаливал грехи, но все они были ему отпущены только после того, как он в приливе гнева убил жестокого пана Глуховского.
В его сердце любовь к покойной матери слилась с любовью ко всей Вахлачине. Уже пятнадцати лет Гриша твёрдо знал, кому готов отдать жизнь, за кого готов умереть. Если бы мужики-странники знали, что происходит в душе Гриши Добросклонова, — они наверняка поняли бы, что уже могут вернуться под родной кров, потому что цель их путешествия достигнута.
Смотреть что такое «Кому на Руси жить хорошо (поэма)» в других словарях:
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. История Матрены Тимофеевны.8 Встреча с чудаковатым помещиком.9. Старик Пахом потужился и молвил, в землю глядючи: вельможному боярину, министру государеву. Да и богатство попу трудно нажить. Странники идут в балаган, в котором смотрят комедию с Петрушкой. Веретенников записывает в свою книжечку песни и пословицы, которые поют ему крестьяне.
Тест по поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Его ободрали до ниточки, и таким он вернулся к себе на родину, где взялся за соху. С тех пор он тридцать лет «жарится на полосе под солнышком». Пришел дьячок, счастье которого состояло «не в соболях, не в золоте», а «в благодушестве».
Краткое содержание «Кому на Руси жить хорошо»
Затем пришел солдат, счастливый потому, «что в двадцати сраженьях был, а не убит». Каменщик стал рассказывать, что счастье его заключено в молоте, при помощи которого он зарабатывает деньги.
Пришел к путникам и дворовый человек, лакей. Он заявил, что счастье его состоит в том, что у него болезнь, которой страдают только благородные. Разные еще люди приходили хвастаться своим счастьем, и в итоге странники вынесли свой приговор крестьянскому счастью: «Э, счастие мужицкое! И каждый взял столько денег, сколько давал ему в долг, никто лишнего не присвоил, даже еще один рубль остался. Собравшиеся стали спрашивать, почему Ермила Гирин был в таком почете.
Но совесть Ермилу все равно мучила, поэтому он отказался от своей должности и стал работать на мельнице. Решили путники счастливого человека искать и среди женщин. В одной деревне посоветовали им найти Матрену Тимофеевну и ее поспрашивать.
С пяти лет в поле вывели, она ходила за коровами, носила завтрак отцу, потом научилась сено убирать, так и привыкала к работе. От парней Матрена скрывалась, не хотела с девичьей воли в неволю попадать. Матрена Тимофеевна призналась: «Пока мы торговалися, должно быть, так я думаю, тогда и было счастьице. Но однажды помещик приказал им явиться к нему и послал за ними полицию.
Однажды Савелий рассказал ей историю своей жизни. Жил он с другими крестьянами в непроходимых болотистых лесах, куда не могли добраться ни помещик, ни полиция. На Вахлачине живёт сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. Дед жил в особой горнице, семейки недолюбливал, в свой угол не пускал; а та сердилась, лаялась, его «клейменым, каторжным» честил родной сынок».