imageschto-stalo-prichinoj-pojavlenija-teorii-moskva-tretij-rim-thumb.jpg

Теория «Москва – Третий Рим

Падение первого Рима понимается также не в историческом, а в религиозном смысле. С этой точки зрения и папский Рим (в отличие от Рима императорского), и Москва представляются синонимическими символами ложной, “ханжеской” святости. Все три точки зрения отразились в последующих культурных моделях Петербурга.

По мнению авторов статьи, «дея “Москва — третий Рим” по самой своей природе была двойственной. При выделении второго момента подчеркивалась связь с первым Римом, что влекло затушевывание религиозного аспекта и подчеркивание аспекта государственного, “императорского”. Из двух путей — столицы как средоточия святости и столицы, осененной тенью императорского Рима, — Петр избрал второй.

Это определяло и известную симпатию Петра и Феофана к протестантизму, и актуальность критики католического Рима как Рима ненастоящего. И нужно помнить, что в этом послании попросту не упоминается теория старца Филофея и выражение «Третий Рим» отсутствует. Не только покорение Рима, но и польская корона ни царю Алексею Михайловичу, ни его сыну и не снились.

Объяснение Филофея звучит следующим образом: “Аще убо великаго Рима стены… Москва является последним Римом, потому что приблизились последние времена, в преддверии которых число приверженцев истинной веры, согласно Откровеию святого Иоанна Богослова, уменьшится. По характеристике современного исследователя: «Центральный момент концепции “Москва – Третий Рим” <…> особая ответственность русского царя как последнего православного монарха.

В ходе одного подчеркивалась благость и священство, в ходе другого — власть и царство. Символическим выражением первого становится Иерусалим, второго — Рим Соответственно идеал будущего развития Московского государства мог кодироваться в терминах той или иной символики. Ориентация на Рим, минуя Византию, ставила естественно вопрос о соперничестве за право исторического наследства с Римом католическим».

Первая — в частности, во вступлении к “Медному всаднику” (“Прошло сто лет, и юный град .. вознесся”). Анализ Ю.М. Лотманом и Б.А. Успенским «римских» компонентов в семиотике петровского Петербурга отличается тонкостью и основательностью, а конкретные выводы – аргументированностью. Однако идея, что парадигматической основой для рецепции Рима как модели, по которой формировалась семиотика новой российской столицы, вызывает определенные сомнения.

Москва — Третий Рим: источник доктрины *

Однако, во-первых, право рассматривать идеи первого русского царя в качестве основания для реконструкции идейного смысла, присущего концепции другого книжника. Во-вторых, в утверждении Ивана Грозного в данном случае нет ровным счетом ничего нового, ее происхождение легко узнаваемо и не имеет ничего общего с доктриной Филофея. Идеи «Послания…» и «Сказания…» были запечатлены в таком официальном памятнике историографии эпохи Ивана Грозного, как «Степенная книга царского родословия».

Панегирические вирши вообще развивают имперский, вселенский мотив – а в этом только смысле и римский. В середине XVII столетия в России происходит «византинизация» придворной культуры и ритуала. По замечанию И.П. Смирнова, Петербург, как утопический конструкт, отнюдь не является новшеством в русской культуре.

Семиотическая соотнесенность с идеей «Москва — третий Рим» неожиданно открывается в некоторых аспектах строительства Петербурга и перенесения в него столицы. Своеобразие теории «Москва – Третий Рим» определяется несколькими моментами. Рим важен лишь как маркер, знак этой вселенскости. В формуле “Москва – Третий Рим” есть некая отчужденность от русского языкового обихода, некая необычная приближенность к собственно византийскому и европейскому образу исторического мышления.

Читайте также:

Похожее

  • Витамины Биотин для волосВитамины Биотин для волос Вот, что говорит о биотине и вообще о том, какие витамины нужны нашим волосам, трихолог, а также есть ли смысл тратить деньги на шампуни и […]
  • Запеканка из макарон с фаршем, пошаговый рецепт с фотоЗапеканка из макарон с фаршем, пошаговый рецепт с фото Рецепт запеканки из макарон может использовать как сырые, так и варёные макароны. Тогда, как и в детском саду, запеканка с макаронами не […]
  • Дмитрий МаликовДмитрий Маликов Дмитрий Маликов родился в Москве. Представляем вам первую версию клипа Дмитрия Маликова на песню «По имени». Дмитрий Маликов: «Мы […]