imagesskolzjaschij-perehod-s-odnogo-zvuka-na-drugoj-thumb.jpg

Виртуальные синтезаторы. Часть первая

Метр – ритмическая форма, состоящая из чередования ударных и безударных (сильных и более слабых) долей, подобно стопе в поэзии. Хордофон, струнный инструмент – инструмент, в котором звук возникает в результате колебания струны.

Гетерофония – тип полифонии, при котором одна и та же мелодия исполняется двумя и более голосами с небольшими расхождениями. Субмедианта – буквально «ниже медианты»: VI ступень в мажоре или миноре (например, ля в до мажоре). Трехдольный метр, размер – размер, для которого типично наличие в каждом такте (3/4, 3/2) одного сильного удара и двух слабых.

Альбертиевы басы – аккомпанемент к мелодии, состоящий из «ломаных», «разложенных» аккордов, т.е. аккордов, в которых звуки берутся не одновременно, а по очереди. Aticipation (англ.) – 1) звук, исполняемый чуть раньше ритмической доли, к которой он относится; 2) исполнение одного из тонов аккорда чуть раньше, чем самого аккорда. Термин восходит к названию одного из жанров старинного литургического пения – антифона, который исполнялся попеременно двумя хорами.

Арпеджио – аккорд, в котором тона берутся не одновременно, а последовательно. Артикуляция – способ подачи звука при игре на инструментах или пении, аналогично произношению в речевом общении.

Баритон – 1) мужской голос среднего регистра, между тенором и басом; 2) инструмент из группы саксофонов с баритоновым диапазоном. Bel canto (бель канто) – стиль пения, связанный с итальянской оперой; красота звукоизвлечения и техническое совершенство преобладают в нем над драматической выразительностью.

Высотность – относительная высота тона, определяемая числом колебаний в секунду. Гамма, звукоряд – совокупность звуков, принадлежащих к той или иной ладовой системе и расположенных в определенном порядке (обычно в поступенном восходящем или нисходящем движении – в виде гаммы). Гексахорд – диатонический звукоряд из шести тонов; используется в теории Гвидо д’Aреццо.

Гокет – тип полифонической техники в средневековой музыке, состоящий в распределении отдельных звуков или отрезков мелодической линии по разным голосам. Диссонанс – нестройное, неслитное звучание двух и более тонов. Диссонанс часто разрешается в консонанс. Доминанта – пятая ступень мажорного или минорного звукоряда (например, соль в до мажоре). Затакт – один или несколько звуков в начале фразы, которые записываются перед первой тактовой чертой сочинения.

Виртуальные синтезаторы. Часть первая

Идиофон – инструмент, в котором источником звука является вибрирующий корпус (например, гонг, треугольник). Имитация – повторение музыкальной мысли, точное или несколько измененное, в разных голосах полифонической фактуры.

Интервал – музыкальное и математическое (акустическое) расстояние между двумя тонами. Интервалы могут быть мелодическими, когда тона берутся поочередно, и гармоническими, когда тона звучат одновременно. Квинтет – струнный квинтет: ансамбль, обычно состоящий из двух скрипок, двух альтов и виолончели. Консонанс – созвучие, согласное звучание двух и более тонов; концепции консонанса различны в музыке разных эпох и стилей.

Концертино – в барочном инструментальном концерте (concerto grosso) группа солистов, обычно две виолы и basso continuo. Concertato (кончертато) – стиль, характерный для музыки эпохи барокко и подразумевающий «соревнование» групп оркестра, хоров и т.д.

См. ЛАДЫ ; 4) жильные, костяные или деревянные пластинки, расположенные на грифах лютни, гитары и других подобных инструментов и отмечающие для исполнителя местонахождение определенных звуков. Мануал – клавиатура; в русском языке обычно относится к клавиатурам органа и клавесина. Микротон – интервал меньше, чем полутон (в темперированном строе).

ТЕРМИНЫ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТЕМПА И ЕГО ИЗМЕНЕНИЙ

Модальность – способ звуковысотной организации, в основе которого лежит принцип звукоряда – в отличие от тонального мажоро-минорного принципа. Moderato (модерато) – обозначение темпа: умеренно, между andante и allegro. Невмы – знаки старинных нотаций, подобные иероглифам; невма может означать как один тон, так и достаточно длинное мелодическое построение.

Некоторые термины часто встречающиеся в нотной литературе:

Таким образом, звук, издаваемый вибратором, является сложным и состоит из основного тона и набора обертонов. Органум – форма ранней западной полифонии (с 9 в.), в которой используются мелодии, заимствованные из церковной монодии. Пандиатоника – стиль гармонического письма, в котором диатонические созвучия употребляются свободно, часто вне правил традиционной гармонии.

Пауза – термин употребляется для обозначения как собственно паузы – перерыва в звучании, так и знаков, ее предписывающих. Перекрестный ритм – одновременное использование в разных голосах разных метров (ритмических рисунков), например двудольного и трехдольного. Перечение – близкое соседство (или одновременное звучание) в партитуре какого-либо тона и его же альтерированной формы – например, си и си-бемоль.

Полимодальность – одновременное использование в произведении нескольких (например, мажорного и минорного) звукорядов (ладов). Проходящий звук – звук, не входящий в структуру аккорда, а линейно связывающий два консонантных созвучия (обычно появляется на слабой доле такта).

Presto (прэсто) – обозначение темпа: очень быстро. Псалмовые тоны – относительно простые мелодические формулы – модели, по которым исполнялись в средневековой западной христианской церкви псалмы и другие богослужебные тексты. Распев, роспев – система монодической вокальной музыки, в основном церковного пения разных конфессий. Респонсорий – песнопение Западной церкви, в котором чередуются пение солиста и хоровой рефрен; определение «респонсорный» может относиться к подобному приему в музыке разных стилей.

Термин «тональность» употребляется как антоним термина «модальность», связанного с иными, чем классические мажор и минор, ладами. Атональность – термин применяется к музыке, в которой отсутствует определенный тональный центр и связанные с ним соотношения созвучий. Неоклассицизм – одно из направлений в музыке 20 в., для которого типично использование переосмысленных в современном духе жанров, форм, мелодических моделей и т.д.

Читайте также:

Похожее

  • Гастроэнтеролог в ТулеГастроэнтеролог в Туле Наша команда врачей, а значит и наша клиника, на протяжении 15 лет заслуженно считается лучшей в Москве и России. Жиры: животные- […]
  • Ночные электричкиНочные электрички Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. Итак, я лежал под кустиком в стороне […]
  • Молитва священномученика КиприанаМолитва священномученика Киприана О, святии священномучениче Киприане и мученице Иустино! Сей Священномученик, всей душею моляшеся Богу глаголах: "Господи Боже Сильный и […]