imagesslovosochetanie-iz-slov-bez-opredelennogo-leksicheskogo-znachenija-thumb.jpg

Лексическое и грамматическое значение

3. Выделите в предложениях слова, имеющие свободные (номинативные) и несвободные (фразеологически связанные и синтаксически обусловленные) значения. Есть ли в предложении слова с тем же грамматическим значением?

Сталкиваясь с обилием терминов, дети часто не понимают их сути. Пятиклассник бойко дает определение, но теряется, если его надо воспроизвести своими словами. При этом уже известные вещи рассматриваются вновь, и, безусловно, делать это надо не только на новом научном уровне, но так, чтобы заинтересовать ученика, показать необычное в знакомом. Осуществляя такой подход к работе с терминами, мы можем по-новому раскрыть уже знакомое явление, пробудить интерес к нему, помочь в нем разобраться и глубже его постичь.

Лексическое и грамматическое значение

Каждое слово что-то обозначает. Елка – это вечнозеленое хвойное дерево с конусообразной хвоей и длинными чешуйчатыми шишками. Это основное значение слова елка. Оно обозначает главный смысл в слове, то, о чем мы думаем, когда его произносим.

Елка – это существительное женского рода в им. пад. ед. ч. Такие значения называются грамматическими значениями. Часто главным объектом нашего изучения было слово. Мы наблюдали, как оно работает в предложении, словосочетании, строили из слов тексты. Как назвать все слова языка? (Лексика.) Вспомните название разделов языкознания и подумайте: есть ли у слова лексика еще значения?

Ниже запишите определение данных слов из толкового словаря. Итак, мы увидели, что у каждого из рассматриваемых нами слов есть два значения. Одно подходит к множеству аналогичных, другое подходит только к конкретному слову.) Если лексика рассматривает смысл слов, какое из двух значений назовем лексическим? Чем будет отличаться от него грамматическое значение?

Какое значение – лексическое или грамматическое – вы смогли записать? Почему? Как вы думаете, будут ли эти слова в других словарях? 3. Придумайте свои словосочетания (3–4) из слов, которые не имеют определенного лексического значения, но имеют грамматическое значение. Я полагаю, вызвано это тем, что для слов конвейер, ополченец нельзя подобрать синонимы, возможно лишь развернутое объяснение.

Такова и ситуация с глаголами. Прочитайте, какое лексическое значение имеют данные слова. Встретились ли среди них слова, в определениях которых были пометы, данные в скобках? Какое грамматическое значение имеют данные глаголы? Каких частей речи в словах, данных для анализа, было больше? Были ли слова, относящиеся к возвышенной лексике? Шарада – это особая загадка, в которой надо отгадать слово по его частям.

Если мы внимательно проанализируем, по какой части слова мы его опознаем, увидим, что это окончание. Если вспомнить, что основное значение, смысл слова, заключено в корне, то эта морфема – носитель лексического значения.

Какой элемент значения добавляет -енок-? Подумайте, какое значение – лексическое или грамматическое – выражает этот суффикс. Для классов, хорошо знающих морфемный состав, можно отметить, что -л-, в отличие от -енок-, передает частицу грамматического значения, указывая на время глагола. Есть ли в словах морфемы, помогающие выяснить принадлежность слова к определенной части речи, установить его грамматические признаки? Какие морфемы являются носителями лексического значения?

Попробуйте составить свои предложения, текст, где окончания помогают выявить грамматическое значение слова, а корни обладают неясным лексическим значением. Лексическим значением слова называется закрепленная в сознании говорящих соотнесенность звукового комплекса языковой единицы с тем или иным явлением действительности. Обладая едиными грамматическими и синтаксическими значениями и функциями, эти слова объединяются в разряды существительных, прилагательных, числительных, глаголов, наречий, слов категории состояния.

Существительное газета имеет грамматические значения рода (женский), числа (этот предмет мыслится как один, а не множество) и падежа. Лексические значения слова, их типы, развитие и изменения изучает лексическая семантика (семасиология) (гр. sЇemasia — обозначение + logos — учение). Все предметы и явления действительности имеют в языке свои наименования.

5. Способы выражения грамматического значения

Понятие — это отражение в сознании людей общих и существенных признаков явлений действительности, представлений об их свойствах. Понятия формируются и закрепляются в нашем сознании с помощью слов. Связь слов с понятием (сигнификативный фактор) делает слово орудием человеческого мышления. Без способности слова называть понятие не было бы и самого языка. Обозначение словами понятий позволяет нам обходиться сравнительно небольшим количеством языковых знаков.

О соотношении предложения и словосочетания.

Нарицательные же существительные (историк, инженер, зять) по различительным признакам профессий, степени родства позволяют составить какое-то представление о людях, названных этими словами. Например, слова стол, черный, кипеть имеют следующие основные значения: 1. ‘Предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на высоких опорах, ножках’. Эти значения носят устойчивый характер, хотя исторически могут изменяться.

3. Какие слова выполняют в речи номинативную функцию? 3. По возможности лексической сочетаемости значения слов делятся на свободные и несвободные. Выделите слова с автономными, соотносительными и детерминированными значениями. Расскажите, что такое лексическое значение и грамматическое значение на примере слов: бежать, бегун, расти, росточки.

Читайте также:

Похожее

  • Назаваль и ПревалинНазаваль и Превалин Уважаемая Инна, с весны 2013 года Назаваль зарегистрирован и продается на территории Украины только в аптеках. Уважаемая Ольга, Назаваль […]
  • Антисептическое средство Протаргол капли в носАнтисептическое средство Протаргол капли в нос Препарат Протаргол выпускается в виде водного раствора. Поэтому капли в нос Протаргол для грудничков особой опасности не представляют. […]
  • Жуковский, Владимир ИльичЖуковский, Владимир Ильич Жуковский В. И. Теория изобразительного искусства: тексты лекций. ЖУКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ "Произведение искусства в идеалообразующей […]