imagesmuzykalnaja-tema-obychno-pishetsja-v-forme-chego-thumb.jpg

Самые распространённые формы музыкальных произведений

Простой называется форма, состоящая из периода и развивающей части пропорциональной периоду. Период– это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Встречается часто, как в инструментальной, так и в вокальной музыке.

Вы наверняка когда-нибудь сталкивались с такими философскими понятиями, как форма и содержание. И музыка – не исключение. Форма – это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к принципам его строения, к последовательности проведения в нём музыкального материала. Форма музыкантами понимается двояко.

С другой стороны, форма – не только схема, но ещё и процесс становления и развития в произведении тех выразительных средств, которыми создаётся художественный образ данного произведения. Мелодия, гармония, ритм, тембр, регистр и так далее. Обоснование такого двойного понимания сущности музыкальной формы – заслуга российского учёного, академика и композитора Бориса Асафьева.

Самые мелкие структурные единицы почти любого музыкального произведения – это мотив, фраза и предложение. А сейчас попробуем назвать основные формы музыкальных произведений и дать им краткие характеристики. Норма продолжительности для периода – два музыкальных предложения, которые занимают 8 или 16 тактов (квадратные периоды), на практике встречаются периоды, как длиннее, так и короче. Период имеет несколько разновидностей, в числе которых особое место занимают так называемые «период типа развёртывания» и «сложный период».

Куплетная форма основана на повторении одной и той же музыки (например, периода), но каждый раз с новым текстом. В запевно-припевной форме – два элемента: первый – запев (в неё может меняться и мелодия и текст), второй – припев (как правило, в нём сохраняется и мелодия, и текст).

Вариационная форма встречается во многих инструментальных сочинениях композиторов классической музыки, да и не менее чаще в композициях современных авторов. Например, существует такой вид вариаций, как вариации на остинатную (то есть неизменяемую, удерживаемую) тему в мелодии или басу (так называемые soprano-ostinato и basso-ostinato). Есть вариации фигурационные, в которых при каждом новом проведении тема расцвечивается различными украшениями и прогрессивно дробится, показывая свои скрытые стороны.

Вы, наверное, знаете, что в переводе на русский язык с французского слово «рондо» означает «круг». Когда-то дано рондо было групповым хороводным танцем, в котором общее веселье чередовалось с танцами отдельных солистов – в такие моменты они выходили в середину круга и показывали своё мастерство.

Самые распространённые формы музыкальных произведений

Сонатная форма, вот мы и до тебя добрались! Сонатная форма или, как её ещё иногда называют, форма сонатного аллегро – одна из самых совершенных и сложных форм музыкальных произведений. В основу сонатной формы полагаются две основные темы – одну из них называют «главной» (ту, которая звучит первой), вторую – «побочной».

Вместе эти темы проходят различные испытания в разработке, а затем в репризе обычно и та, и другая звучат в одной и той же тональности. Сонатная форма настолько полюбилась композиторам, что на её основе они создали ещё целый ряд форм, отличающихся от основной модели различными параметрами. Фуга – это форма, некогда царицей всех форм. В своё время фугу считали самой совершенной музыкальной формой, и до сих пор к фугам у музыкантов отношение особенное.

Начинается фуга, как правило, одноголосно и сразу с проведения темы. Тут же этой теме отвечает другой голос, а то, что звучит во время этого ответа у первого инструмента, называют противосложением.

5. Гиганты и карлики

Почти все основные формы музыкальных произведений нами названы. Следует иметь в виду, что более сложные формы могут содержать в себе несколько простых – научитесь их обнаруживать. Слово «форма» понимается по отношению к музыке в двух смыслах.

В простейшем случае форма ограничивается лишь одной темой, одним изложением мысли. Даже обрамленная вступлением и заключением, такая форма определяется как одночастная. Она встречается в небольших пьесах у многих композиторов. При этом I часть (запев) всегда заключает в себе определенную тему, а II (припев) — может ее продолжать, развивать, но может ввести и новую, контрастную. Двухчастная форма встречается не только в песенном куплете, но и в самостоятельных вокальных и инструментальных произведениях.

В жанре сонат и симфоний она чаще всего служит формой финала. Рондо – ещё одна широко распространённая форма музыкальных произведений. Музыкальные формы, в которых части настолько самостоятельны, что каждую можно исполнить отдельно, называются циклическими.

Читайте также:

Похожее

  • Отличие норм права от норм моралиОтличие норм права от норм морали Соотношение здесь такое: все, что регулируется правом, регулируется и моралью, но не все, что регулируется моралью, регулируется правом. […]
  • Битвы на Косовом полеБитвы на Косовом поле Через семь лет после Косова поля произошла битва при Никополе — решающий бой между турками и крестоносной армией, в которой султан сумел […]
  • Шатенка – какой это цвет волос?Шатенка – какой это цвет волос? Темный шатен (какой это цвет волос – сильный и красивый!) многие по незнанию относят к брюнеткам. Только такие препараты могут радикально […]