Первый проект башни на Шаболовке был разработан В. Г. Шуховым в 1919 году с расчётной высотой 350 метров. Нижняя секция установлена на бетонном фундаменте диаметром 40 метров и глубиной 3 метра. Элементы башни скреплены заклёпками.
Все время своей эксплуатации находилась в ведении Министерства связи. С 2001 года Радиобашня Шухова находится в хозяйственном ведении подчинённой организации Минсвязи — ФГУП «РТРС». С 2002 года башня для вещания не используется, хотя на ней до сих пор размещены передатчики сотовой связи. Из дневника В. Г. Шухова: «29 июня 1921 года. При подъёме четвертой секции третья сломалась.
В начале марта 1922 года монтаж несущих конструкций был завершён. С установкой двух траверс и флагштока высота Радиобашни достигла 160 метров. Регулярные телевизионные трансляции (четыре раза в неделю) с Радиобашни Шухова начались 10 марта 1939 года. Долгие годы изображение Радиобашни Шухова являлось эмблемой советского телевидения и заставкой многих телепередач, включая знаменитый «Голубой огонёк». В 1960-х годах Радиобашня Шухова использовалась на кинозаставке, которую показывали перед началом вещания телепрограмм.
Круглый конусный корпус башни состоит из 6 секций высотой 25 метров каждая. Трос остался после строительства башни, висел несколько лет, никому не мешал и никто им не пользовался. В каталоге выставки приводится многостраничное описание Радиобашни Шухова.
Башня нуждается в комплексной экспертизе коррозии металлоконструкций и современной системе антикоррозионной защиты, включающей непрерывный электронный контроль текущего состояния. Разработанный проект соответствовал заданию и был утверждён Москомнаследия.
АрхитектураГиперболоид инженера Шухова: Что происходит с башней на Шаболовке
В связи с отсутствием единой позиции ведомств в отношении реконструкции объекта и недостатком средств реализация проекта реконструкции не началась. Жители района Шаболовка также высказались против разбора и переноса башни. В дальнейшем будет объявлен международный конкурс на проект реставрации Шуховской башни и её дальнейшего использования. Е. М. Шухова Владимир Григорьевич Шухов. Первый инженер России.
В. Г. Шухов — выдающийся инженер и ученый: Труды Объединённой научной сессии Академии наук СССР, посвященной научному и инженерному творчеству почетного академика В. Г. Шухова. Уникальные высотные сооружения — стальные сетчатые 128-метровые башни служили опорой перехода через реку Оку ЛЭПНиГРЭС 110 киловольт.
Две оставшиеся высотные башни на Оке законом Нижегородской области № 204 от 20.08.1997 года были признаны памятниками культурного наследия, охраняемыми государством. Несмотря на охрану по закону, весной 2005 года одна из уникальных башен-опор была незаконно разрушена путём разборки на металлолом. Публикации с протестом против этого акта вандализма были даже в центральных немецких газетах.
Башня Шухова сохранилась, хотя её основание полностью затапливается во время паводка и выдерживает многотонный напор воды и льда в течение недели. В спасении башни огромную роль сыграла общественность и добровольные пожертвования меценатов.
Для полной реставрации башни по технологии В. Г. Шухова с применением клёпаных соединений состояние башни анализирует международная комиссия. После войны и революции 1917 года, когда не хватало средств и строительных материалов, эти экономичные конструкции очень пригодились. Строительство началось примерно в 1929 и 1 мая1935 года башню ввели в эксплуатацию одновременно с линией городского водопровода.
Не сохранилось и документальных свидетельств того, что Шухов сам приезжал в Краснодар. В 1942 году администрация завода «Октябрь» обратилась к председателю городского комитета обороны с просьбой демонтировать башню Шухова. В ходатайстве завода сообщалось: «Эта башня высоко возвышается над близлежащими строениями <…> и поэтому является отличным ориентиром для вражеской авиации…».
28 июня 2012 года стало известно, что Шуховская башня станет частью ТЦ «Галерея Краснодар». Диаметр фундамента по оси кольца равен 14,2 м. Лестница в центре башни для подъёма на верхнюю площадку винтовая стальная.
Мол, к приезду генсека Горбачева проржавевший бак башни решили демонтировать и отвезти куда подальше. Ажиотаж поднялся страшный: новость пересказывали в трамваях и очередях, уверяя, что дыма без огня не бывает. Башня вошла не только в учебники истории архитектуры, инженерных конструкций, но и в книги про радио- и телевещание.
Опираясь на тогдашний патент Шухова, и сегодня архитекторы всего мира создают новые небывалые конструкции небоскребов. Сетчатая конструкция башни состоит из 288 стержней, образующих 6 ярусов (столько же у недалеко расположенной колокольни Новодевичьего монастыря).
В 1922 году башня передала первый радиосигнал, в 1937 году с нее началось экспериментальное телевещание, а в 1939 — регулярное. После 1948 г. ежедневные передачи телевидения открывались изображением Шуховской башни под мелодию И. Дунаевского «Москва майская».
Эта конструкция ослепительно великолепна и имеет величайшее историческое значение. Но дело в том, что Башню переносить нельзя. Конструкция башни не разборная: тысячи неразъемных заклёпок и элементы, подогнанные при строительстве под личным контролем Шухова. Поэтому и обещают при переносе не башню, а нечто «в объемах и пропорциях, повторяющих аналогичное сооружение, созданное в 1922 году». Если ее разберут, она будет навсегда утеряна!
Шуховские башни. Простота и гениальность
На улице и в интернете под письмом за сохранение Башни на Шаболовке оставили свои подписи почти 25000 человек. Эта экспертиза в полном объеме не была нигде опубликована! В настоящее время многие обратили внимание на Шуховскую башню — это ли не самый благоприятный момент, чтобы Шаболовка появилась на культурной и туристической карте Москвы.
Строительство Шаболовской башни велось без лесов и подъемных кранов. Ажурная стальная конструкция сочетает в себе прочность и легкость: на единицу высоты Шуховской башни израсходовано в три раза меньше металла, чем на Эйфелевой башне в Париже. Проведённая экспертиза показала, что башня достойно выдержала удар и даже не нуждалась в ремонте. Во время усиления элементов башни был нарушен основной принцип, заложенный Шуховым, — определенная доля подвижности и самокомпенсации по отношению к внешним нагрузкам.