В воинской части неподалёку от Красного проходит службу рядовой Иван Чонкин. О нём бы и не вспомнили, если бы не случилась неприятность. В 1989 году к экранизации романа «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» готовился советский режиссер Эльдар Рязанов.
Летел-летел, а потом взял да и сверзился на нашу родную советскую землю. Но не смертоубийственно сверзился, а так, из серии вынужденной посадки. Были поиски исполнителей, выбор натуры, многочисленные кинопробы, работа над эскизами декораций, поиск реквизита, подбор костюмов и был написан сценарий. Однако Эльдару Рязанову и студии «Мосфильм» не удалось договориться ни с Владимиром Войновичем, ни с правообладателем экранизации — английской фирмой «Portobello Production».
Спасибо! Фильм заставляет смеяться искренне и от души.
И третий — слабая режиссура. И главное: в подавляющем большинстве ролей здесь задействованы российские актёры. Она мало что определяла в тогдашнем кинопроцессе и предназначена была, прежде всего, для внутрироссийского использования. Поклонникам Войновича она придется по душе. Сам автор романа в целом позитивно отзывался о фильме. По его мнению, Эльдар Рязанов справился бы хуже. Режиссер и сценарист с отнеслись к первоисточнику с уважением.
Простое и комичное кино, не напрягает мозг и оставляет позитивные эмоции!
А во-вторых, фильм надо было либо превращать в буффонаду, либо все-таки делать более серьезным. И тогда хотелось бы пересмотреть. Для меня — смешной и приятный фильм на один просмотр. Не зацепил настолько глубоко и серьезно, чтобы захотелось пересмотреть и переосмыслить. Чекисты увозят Чонкина из деревни.
Главный герой романа представляет собой сочетание Иванушки-дурачка — носителя народной нравственности и здравого смысла, и бравого солдата ШвейкаЯрослава Гашека. Чонкина, . Вероятно, в этом залог его успеха и долгой читательской жизни. Чонкин опирается на народный архетип.
Замысел романа появился у Владимира Войновича ещё в 1958 году с небольшого рассказа «Вдова полковника». Роман выходит в «самиздате» и подпольно перепечатывается и распространяется в СССР. В 1960-х годах Владимир Войнович вошёл в литературную и политическую оппозицию с властями.
Комментарии к фильму
Корова Нюры съела экспериментальные посадки гибрида картофеля и помидора местного самодеятельного селекционера Гладышева. Чонкин и Нюра успешно обороняют своё маленькое хозяйство. Отделение НКВД намерено его арестовать, однако Чонкин и Нюра улетают на самолёте, который оказался пригодным к полёту после длительного простоя. Этот фильм считается английским, поскольку продюсер и деньги — английские.
Геннадий Назаров (это его дебют в кино) и Зоя Буряк, по-моему, выбраны более, чем удачно. Сценарист Сверак внёс иронию и суховатый юмор, в остальном мы старались сохранить всё, что было в книге. Чтобы это был русский фильм, а не фильм на тему, как чехи представляют себе русских. Гашек же на героя и его перипетии глядит со стороны, сверху. Поэтому я никогда не хотел и не хочу экранизировать Гашека. Он прививает людям цинизм и трусость.
В 1979 году опубликована вторая часть романа: «Претендент на престол, или Дальнейшие приключения солдата Ивана Чонкина»
Главное, ещё раз повторяю, книга очень сложная и неоднозначная. При её экранизации можно удариться в пошлятину, можно наоборот — уйти в совершенно ненужные слюни и сопли, однако Менцель избежал и того, и другого.
Перед вами одноименная экранизация популярного самиздатовского романа Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» — вернее, его первой части «Лицо неприкосновенное». Картина удачно передала стилистику книги — абсурд и гротеск доведены до пропорций смешных до истерики, но лиризм при всем этом присутствует.