Также были организованы и общеобразовательные военные учебные заведения сокращённого курса — военные прогимназии, которые готовили к поступлению в юнкерские училища. Окончившие по первому разряду, т.е. набравшие по каждому предмету не ниже 8 баллов по 12-балльной шкале, имели преимущественное право поступления в военные училища без экзаменов.
21 августа 1943 года было принято Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации». Важнейшее место в подготовке профессиональных военных кадров в царской России занимали кадетские корпуса.
Военное образование в СССР 1920-40 годов
Более 300 лет назад великим преобразователем России Петром I была создана Навигацкая школа, ставшая прообразом будущих кадетских корпусов. Первые военные школы имели целью не столько производство своих воспитанников в офицеры, сколько получение ими специальных знаний. Поэтому и были школы артиллерийскими, инженерными и морскими. Естественно, выпускники их, направляемые в войска унтер-офицерами, производились в офицеры в первую очередь.
То же касалось и Шкловского благородного училища. В начале XIX века кадетские корпуса и училища в основном выпускали с правами на производство, а не офицерами (это не относится к Пажескому корпусу, все воспитанники которого выпускались офицерами).
Правила и порядок поступления в училище
С дальнейшим развитием сети военно-учебных заведений их воспитанники по-прежнему начинали службу с чинами разных классов — в зависимости от успехов в учёбе (по разрядам). В связи с реформаторской деятельностью министра Д.А. Милютина, система военного обучения претерпела значительные преобразования. Крымская война 1853-1856 годов показала не только насущную необходимость реформ в армии, но также и назревшую потребность России в высокообразованных офицерских кадрах.
На караул!» — и попка повторяет это… Когда же попка достигает того, что твердо заучит все эти слова и притом будет уметь держаться на одной лапке… На них и разделились прежние кадетские корпуса. Теперь производство в офицеры решено было осуществлять только после получения специального военного образования.
Таким образом, с 1860-х годов все общевойсковые военно-учебные заведения России подразделялись на четыре основных типа: военные училища, юнкерские училища, военные гимназии и военные прогимназии.
Суворовские военные и нахимовские военно-морские училища: история и современность
Окончивших по третьему разряду либо переводили в военные прогимназии, отчисляли в полки вольноопределяющимися или их могли забрать родители на своё попечение. Лучшие выпускники военных гимназий предпочитали не поступать в военные училища: выбирали себе гражданскую службу или продолжали учёбу в университете. В училища, а затем и в армию попадали только те, кто шёл туда по убеждению или семейной традиции, либо не был более ни на что способен.
Значительно ужесточились и дисциплинарные требования к обучающимся, одним из главных факторов в оценке подготовки кадета стала оценка его поведения. Военные прогимназии, в большинстве своём, были закрыты или преобразованы в военные школы, куда направлялись неуспевающие или провинившиеся ученики кадетских корпусов.
В стенах кадетских корпусов воспитанники получали прекрасное общенаучное, гуманитарное, языковое и начальное военное образование. Те же, кто по различным причинам уходили из армии, успешно работали в самых различных сферах деятельности. Часть кадет и юнкеров отправилась на Дон – поступать в Добровольческую армию, остальные были вынуждены снять форму, дабы избежать преследований новоявленной властью.
«Положение о Суворовских военных училищах»
Бывшие кадеты вновь были собраны в корпуса, которые эвакуировались вместе с Русской Армией в Турцию, а затем нашли себе приют на территории государства К.С.Х.С.
Александр I сам являлся воспитанником русского Пажеского корпуса, а потому всячески покровительствовал кадетским корпусам в изгнании. Завершить своё образование такие юноши могли лишь в школах-колониях, где содержались малолетние преступники и бывшие беспризорники (вспомним «Республику ШКИД» Г.Белых и Л.Пантелеева). В 1937-38 годах последовало массовое уничтожение и тех, кого они успели чему-то научить. В конце 1930-х годов в системе Наркомпроса также были созданы специальные школы — средние учебные заведения, предназначенные для подготовки юношей к поступлению в военные училища.
Кадетские корпуса – предшественники суворовских училищ
Пансионата военные школы не имели. Местные учащиеся жили дома, а иногородние — в общежитии или на частных квартирах. В годы Великой Отечественной войны суровая необходимость заставила руководство страны опереться на патриотическое сознание народа, обратиться к славной военной истории России. Суворовские военные училища (СВУ) явились также весьма эффективным методом решения важнейшей проблемы советского социума военного и послевоенного периода, связанной с детской беспризорностью.
Вся прежняя система кадетских корпусов, военных училищ и школ была признана порочной уже в первые годы советской власти. Внутренний порядок в училищах поддерживался на основании «Правил внутреннего распорядка и поведения воспитанников Суворовского военного училища». Военные спецшколы существовали довольно короткое время и только в крупных городах, где были военные училища.