imagespervaja-meditsinskaja-shkola-byla-osnovana-v-moskve-v-thumb.jpg

Первая медико-хирургическая школа была открыта в Москве одновременно

1707 г. — год начала высшего медицинского образования в России. Аптекарский приказ в 1669 г. впервые начал присуждать степень доктора медицины. В 1719 г. «Кунсткамеру» и Публичную библиотеку открыли.

В документе от 1673 г. говорится об аптекарской практике лекарских учеников : «… велеть им (ученикам) быть с травниками у збору трав и цветов, и кореньев во все лето и до заморозков беспристанно». Их учебниками были знаменитые «Травники», «Лечебники», составляющие богатейшее наследство Древней Руси. Но особое место в преподавании занимали «дохтурские сказки» (истории болезни).

Она проходила в полках, а если будущий медик от нее отлынивал, то «быть в наказанье без пощады». Строго наказывались лекари, окончившие свое образование и отказавшиеся ехать на определенную им службу: «Стеньку Ошурка, что он на службу не поехал… Одновременно с лекарской школой при Аптекарском приказе была создана школа «костоправного» дела с одногодичным сроком обучения. К сожалению, школа Аптекарского приказа к концу XVII в. прекратила свое существование.

При этом приказе в XVII веке была создана первая в России лекарская школа.

А буде … кто станет по большим улицам и по переулкам всякий помет и мертвечину бросать, … тем людям за то учинено будет наказание, биты кнутом, да на них же взята будет пеня»… Надо отметить, что Петр I сам хорошо разбирался в медицине.

Медико-хирургическая школа: Николай Бидлоо

В Голландии он приобрел знаменитую анатомическую коллекцию «монстров» (рожденных с пороками развития), ставшую основой первого анатомического музея России — «Кунсткамеры». Со всех стран собирали в «кунсткамеру» раритеты и «монстров», старинные книги и т.д. Петр не жалел на это денег. Одновременно создавалась и Публичная библиотека, костяк которой состоял из книг Аптечного приказа. Московский военный госпиталь, при котором тоже была организована госпитальная школа, сохранился до настоящего времени – это ныне Главный военный госпиталь им. Н.Н. Бурденко.

Несмотря на такие простые названия, как «школа», «медико–хирургическое училище», подготовка в них не уступала подготовке в европейских университетах. В дальнейшем анатомические вскрытия были продолжены в анатомических театрах, открытых в госпитальных школах.

Будущие лекари получили возможность приобретать навыки в производстве вскрытий, а объяснения «докторов» и «операторов» должны были расширять представления о существе болезней и причинах смерти. В большом объеме преподавалась и «материя медика» – курс, включавший в себя фармакогнозию, фармакологию, фармацию, а впоследствии и ботанику. Один из них, созданных для этих целей Петром, сохранился до настоящего времени (Ботанический сад Российской академии наук). Аптекарскому делу Петр уделял большое внимание.

Но важнее всего было то, что он всей душою предан был своему госпиталю и училищу и полагал в нем «всю свою гордость и всю славу». Н. Бидлоо, опираясь на поддержку Петра I, показал себя способным администратором и организатором лечебного дела. Н.Бидлоо был и талантливым педагогом. Составленные им учебные пособия по анатомии и хирургии на протяжении многих десятилетий были учебниками русских врачей.

В следующем году’ больница на 150 кроватей была торжественно открыта. В госпитальных школах в обязанности обучающихся было введено приготовление лекарств. В функции Приказа входил и контроль за деятельностью первой аптеки, открытой Иваном IV в 1581 г., имевшей также назначение «про государя».

Читайте также:

Похожее