Особенностью XIX века стало многообразие художественных направлений. В 1890 было проведено первое первенство Европы по плаванию. Человек XVIII века ощущал единым не только окружающий мир, но и себя самого. Разорившиеся ремесленники бросали своё ремесло и превращались в наёмных фабричных рабочих.
Наконец звание мастера приобрело наследственный характер и в число мастеров стали приниматься лишь сыновья прежних мастеров или лица, вступавшие в брак с их дочерьми и вдовами. Все это привело к тому, что значительная часть подмастерьев была вынуждена оставаться всю жизнь в положении наёмных рабочих у мастеров.
Так ремесленники превращались в наёмных рабочих, производящих у себя на дому товары по заказу купцов-капиталистов. В XVII—XVIII веках капиталисты начинают основывать мануфактуры, использующие труд наёмных рабочих. Число наёмных рабочих быстро возрастало благодаря миграции крестьян в города. На протяжении XIX — начала XX веков жилищные условия большинства наёмных рабочих не отвечали элементарным санитарно-гигиеническим требованиям.
Были перенаселены были 55 % квартир в Париже, 60 % в Лионе, 75 % в Сент-Этьене. В Лондоне встречались объявления о сдаче части комнаты, причем мужчина, работавший днем, и девушка, работавшая прислугой в гостинице ночью, должны были пользоваться одной постелью. Современники в середине XIX века писали, что в Ливерпуле «от 35 до 40 тысяч населения живет ниже уровня почвы — в погребах, не имеющих вовсе стока…».
Политическое развитие стран Европы в конце 19 — начале 20 века
Во Франции, Великобритании и других странах уже в конце XVIII века появилось стремление рабочих к образованию профсоюзов. Рабочие в то время считали причиной своего обеднения машины и фабрики и обращали против них свою ненависть. Первым крупным революционным выступлением рабочего класса стало восстание 23—26 июня 1848 года в Париже. К концу XIX века проведенные политические реформы смягчили неблагоприятные последствия индустриализации и в большинстве стран государство стало брать на себя борьбу с бедностью.
Идеальный герой» эпохи индустриализации, будь то фабрикант или рабочий, должен был надеяться только на себя, трудиться в поте лица и постоянно стремиться достичь большего и лучшего. Началось всё с Англии еще в XVIII столетии. В физике был сформулирован закон сохранение и превращение энергии в биологии — созданы клеточная теория и теория эволюции, в химии — периодическая система, а в геометрии – теория Лобачевского.
в Западной Европе в XVI-XVIII ст.
Наука становилась производительной силой, а ее роль в обществе все более возрастала. В философии в качестве именно научного знания будут утверждать себя марксистское и позитивистское направление. В искусстве такое направление как натурализм станет попыткой использования позитивистского метода. В XIX в. В европейском обществе довольно активно проходил процесс секуляризации жизни, т.е. освобождение от власти и религии.
Принципы свободы вероисповедания, отделение церкви от государства, отмена церковной цензуры привели к появлению существенно новой ситуации в общественном сознании. XIX век – это век бурного развития археологии, а ее успехи стимулировали значительный интерес к древней истории.
Противоречия европейского развития нашли свое выражение в искусстве. Множественность художественных направлений в XIX веке была следствием процесса модернизации. Модернизация европейского общества могла быть художественно отражена лишь в новых видах, жанрах, направлениях искусства. К середине XIX века набирают силы иные художественные направления.
Литература натурализма, исследуя поведение человека, по своим методам пытается быть похожей на науку. Чаще всего это направление в литературе связывается с именами Золя и Мопассана. В живописи такие художники, как Курбе и Милле, обращаются к образам из социальных низов общества. Источники моральных установок человека отыскиваются исключительно в наследственности или во влиянии внешней среды. Эти причины, по мнению натуралистов, фатально определяют судьбу человека.
Писатель-натуралист превращает свое произведение в подобие фотографии , сохраняя все подробности, но устраняясь при этом от собственной авторской позиции, от вынесения моральной оценки. В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве.
Но теперь уже не личность в исключительной ситуации, а типические характеры, действующие в типичных обстоятельствах, становятся главным предметом изображения. Реализм глубоко проникает в общественную жизнь, раскрывая социальные противоречия. К середине столетия реализм становится господствующим направлением в европейской культуре.
Искусство символизма выразило стремление к духовной свободе, трагическое предчувствие надвигающихся социальных катастроф и сомнение в духовных ценностях как сдерживающем начале. Если в литературе субъективность восприятия художника открывает символизм, то в живописи подобное открытие совершается импрессионизмом.
Величайшие писатели и художники XIX века явились духовными лидерами своего времени. В прежние эпохи внешний образ человека определялся его социальным статусом и господствовавшими художественными направлениями, стилями. Бурное развитие модной индустрии в XIX в. привело и к другим последствиям — в Париже возникла «высокая мода» («от кутюр» — «высокое шитье»).
До середины века черный цвет в одежде не приветствуется, как свидетельствующий о бедности, расстроенных делах, понижении по службе. Считается, что французский поэт Шарль Бодлер сделал черный цвет модным, и во второй половине века он превалирует в мужской одежде.
Жизнь респектабельной женщины XIX века была окружена системой запретов, сопровождавших ее с младенчества. Девушке нельзя было выходить одной куда бы то ни было и оставаться наедине с мужчиной в течение хотя бы нескольких минут, даже если этот мужчина был ее женихом. В этот период также усложняется система нанесения взаимных визитов, которые четко регламентировались по значению и времени.
В символизме находит выражение позиция индивидуализма и даже демонизма. В XIX столетии жизнь обитателей Европы начала меняться очень быстро. XIX века унаследовал от эпохи Просвещения внимание к проблеме воспитания и образования.