imagessposobnosti-eto-psihologicheskie-kachestva-kotorye-neobhodimy-dlja-vypolnenija-thumb.jpg

Развитие способностей личности

Поэтому общие и специальные способности реально существуют в личностном, деятельностном единстве. Задатки — это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Способности существуют и развиваются или погибают в личности точно так же, как психологически “исходные” потребности, мотивы деятельности.

Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако к собственно способностям они не относятся: первая — по причине непсихологичности, вторая — по причине общности. Однако развитие способности должно иметь какое-то “начало”, точку отсчета.

Возможно, из какого-то природного задатка у человека разовьются, например, математические способности, а возможно — другие. Из одного и того же физиологического “материала” могут развиться разные психологические способности.

Развитие способностей личности

У человека имеется множество самых разных способностей: элементарные и сложные, общие и специальные, теоретические и практические, коммуникативные и предметно-деятельностные. Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определенное влияние. В зависимости от наличия и степени развитости отдельных способностей, они приобретают специфический характер.

В психологии существует два основных подхода к пониманию способностей, их происхождения и места в системе деятельности, психики и личности. Подчеркивая связь способностей с успешной деятельностью, следует ограничить круг индивидуально-варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Например, на экзамене в Академию художеств В. И. Сурикову было отказано в обучении, так как, по мнению экзаменаторов, у него полностью отсутствуют способности к изобразительной деятельности.

Ошибка преподавателей Академии заключалась в том, что на экзамене они оценивали вовсе не способности, а лишь наличие определенных навыков и умений рисования. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также то, как эта деятельность выполняется.

Способности — лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Так, например, выявившиеся у ребенка математические способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок станет великим математиком. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможности семьи и т.д.) способности заглохнут, так и не развившись.

Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Математические способности человека никак не обнаружатся, если он никогда не учил математики: их можно установить только в процессе усвоения им чисел, правил действий с ними, решения задач и т.п.

Обратимся ко второму психологическому подходу, к пониманию связей способности и деятельности. Его главное отличие от предыдущей концепции заключается в фактическом приравнивании способностей к наличному уровню знаний, умений и навыков. Но ведь быстрота и легкость развития способностей обеспечена только соответствующими операциями и знаниями. Соответствующие знания, навыки и умения личности фактически не отделимы от понимания, функционирования и развития способностей.

В личности наблюдается своя динамическая иерархия способностей. В этой структуре выделяются и особые личностные образования, называемые одаренностью. Согласно позиции Б. М. Теплова одаренность, как и способность, не врожденна, а существует в развитии.

Способность и деятельность

Всякая одаренность комплексна, т.е. включает в себя некие общие и специальные моменты. Так в структуру художественной деятельности входят и перцепция, и рисование, и композиция, и воображение, и многое другое, что требует соответствующего развития специальных способностей. Гении столь же разнообразны, как и образующие их способности, одаренности, обстоятельства, деятельности. Понятие способности является дискуссионным, содержит в себе непростые общечеловеческие, психологические, в том числе этические, нравственные вопросы.

Рассмотрим собственно психологическую трактовку способностей, которая отличается зачастую от их житейского понимания. В современной российской школе все шире распространяется, навязывается тенденция все более ранней диагностики “специальных” способностей и склонностей учащихся. Способности — это индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

Проблемы диагностики способностей

Связующим звеном между способностями первой и второй групп является особый вид способностей — творческие. Творческие способности человека проявляются в любой деятельности — научной, художественной, производственной, общественной, воинской.

Уровни развития способностей и индивидуальные различия

2 — Талант — совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающейся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, соответствующие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной деятельности в течение жизни под влиянием обучения и воспитания.

При прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей, облегчает их равновесие. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать готовые знания, овладевать той или иной деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное, открывает для себя неизвестное, овладевает деятельностью самостоятельно.

Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. Способности и задатки выделяются в качестве одного из параметров целостного психического облика личности. Однако способность и одаренность могут существовать только применительно к некой конкретной деятельности.

Читайте также:

Похожее

  • Первая мировая войнаПервая мировая война Действия в Эльзасе и Лотарингии. Накануне Первой мировой войны Франция обладала самой большой армией в Европе (включая колониальные […]
  • Какие еще бывают белкиКакие еще бывают белки Селятся белки в лесах и саваннах. По размерам схожа с обыкновенной белкой. Пальмовые белки распространены в Индии, Белуджистане и на […]
  • Приметы. Кукушка накукует сколько лет жить.Приметы. Кукушка накукует сколько лет жить. Кукушка начала отсчитывать. Но тут кукушка начала куковать. Это именно они теряли свою любовь, и именно им покровительствовала кукушка. И […]