imageskakuju-rol-pervonachalno-ispolnjal-senat-rossijskoj-imperii-thumb.jpg

Сенат Российской империи

Сенат действует в виде департаментов, общих собраний и соединённых присутствий. В 1871 и 1876 годах московские и варшавские департаменты Сената были упразднены.

Впоследствии, с учреждением коллегий, значение комиссаров падает: посредствующим звеном между Сенатом и губерниями становятся коллегии. Одновременно с учреждением Сената Петр повелел «вместо приказа разрядного быть столу разрядному при Сенате». При все более теряющих своё значение приказах Сенат становится местом, где производятся все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства.

Кроме того, Петр нашёл, что Сенат как высшая инстанция над коллегиями не может состоять из лиц, которые сидят в коллегиях. В 1718 году он был приставлен к податной ревизии, и должность его сама собою упразднилась.

Помощником генерал-прокурора в Сенате был обер-прокурор. Титул Правительствующий ещё при Екатерине был признан «неприличным» сенату и заменен титулом «Высокий». Через несколько дней была восстановлена должность рекетмейстера; Сенат снова сосредоточил в своих руках все управление.

Через кабинет восходили к императрице доклады всех учреждений, в том числе и Сената; из него объявлялись высочайшие резолюции. Пётр III, вступив на престол 25 декабря 1761 (5 января1762) года, упразднил конференцию, но 18 (29) мая 1762 года учредил совет, по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение.

Свобода действий Сената в области внутреннего управления была сильно стеснена запрещением «издавать указы, кои в некоторый закон или подтверждение прежних служат» (1762). По вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи, ибо совет прекращает свою деятельность. Все департаменты были признаны в равной силе и достоинстве.

Даже от участия в работах комиссии 1767 года Сенат был совершенно отстранен; ему предоставлено было только, подобно коллегиям и канцеляриям, избрать в комиссию одного депутата. Подорвав общее значение Сената, эта мера особенно тяжело отразилась на III и IV его департаментах. Сенату приходилось стать в непосредственные сношения с новыми губернскими установлениями, которые ни формально, ни по духу своему не были согласованы с учреждением Сената.

Давление его на Сенат ещё более увеличилось. Лежит Сенат в пыли, седым покрытый мраком Восстань! Основной характер Сената, как и других центральных учреждений, окончательно намечается в царствование Александра Павловича. 5 июня 1801 года был издан именной указ, которым Сенат приглашался составить доклад о правах своих и обязанностях.

Результатом всех этих совещаний явился именной указ 8 (20) сентября 1802 года о правах и обязанностях Сената. Указ этот является последним законодательным актом, систематически определяющим как самую организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям.

В силу целого ряда условий эти вновь дарованные Сенату права не могли сколько-нибудь поднять его значение. По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи. Непосредственных сношений Сената с верховною властью не было создано, и это предопределило характер отношений Сената к Государственному совету, министрам и Комитету министров. Из сенаторов часть назначается к присутствованию в департаментах, часть присутствует лишь в общих собраниях, часть вовсе освобождена от каких-либо занятий по Сенату.

Становление прокуратуры в Российской Империи

Поскольку государственное и политическое положение учреждения обусловливается общественным положением его членов, положение Сената зависит именно от этих сенаторов, присутствующих в департаментах.

Такое невыгодное положение Сената среди других высших учреждений империи в значительной мере парализует власть, предоставленную сенату как верховному месту империи. Это бывает, например, при восшествии императора на престол и при принесении ему присяги Сената и в некоторых других торжественных случаях.

Отд. I. О составлении договоров по подряду и поставке

Это высочайшее повеление не отменило того ни в чём на практике не проявляющегося начала, что единое лицо императорского величества председательствует в Сенате. В общих собраниях старого Сената прокурорские обязанности в качестве генерал-прокурора несёт министр юстиции.

Право представления с приведённою оговоркою вошло и в действующее учреждение Сената, но в государственной жизни России того времени оно не имеет никакого практического значения. В области дел административных в Сенате произошла с 1802 года наиболее сложная перемена. В 1802 году при учреждении министров они были поставлены над коллегиями. Фактически прекращается представление министрами в Сенат ежегодных отчётов; те дела, которые прежде восходили в Сенат, рассматриваются комитетом министров.

Губернские места фактически стоят в полной зависимости от министерств, но считаются подчинёнными Сенату. Поэтому Сенат был всегда формально в своём праве, если обращался к министерствам или губернским местам с каким-либо требованием. Дел чисто исполнительного характера в Сенате осталось весьма немного, и в большинстве случаев они мало возвышают значение Сената.

Ныне уже все у вас в руках», — писал Петр Сенату. Неназначение первоприсутствующего в первый департамент в высочайшем повелении 1832 года мотивировано тем, что этому департаменту вверены собственно дела распорядительные. Были образованы новые ведомства, дела которых не входили в круг ведения Сената.

Читайте также:

Похожее