Иван Дмитриевич Шадр умер 3 апреля1941 года в Москве. Его рисунки попали к И. Е. Репину, который дал им высокую оценку. В эти дни в цехи завода часто заходит ваятель И. Д. Шадр. Сейчас закончена отливка в бронзе его скульптуры, названной «Булыжник — оружие пролетариата».
Летом 1907 года Иван вместе с сокурсником Петром Дробышевым отправился странствовать по России по тем местам, где побывал в своё время Максим Горький. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2, надгробие — скульптор И. Рабинович, архитекторы Г. П. Гольц, А. А. Заварзин). И. Д. Шадр был женат на москвичке Татьяне Владимировне Гурьевой (1893—19 августа 1974), похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище.
Позднее эта работа преобразовалась в ещё более грандиозный проект «Памятника человечеству». В 1919 году Сибирский кадетский корпус за 18 тысяч рублей заказал Ивану Шадру памятник своему воспитаннику генералу Корнилову. В апреле 1920 года И. Шадр берётся увековечить память жертв белого террора, погребённых в городском саду Омска. В мае того же года он получил заказ от Сибревкома на памятник Карлу Марксу.
В Омске Иван Дмитриевич работал также над рельефами с изображением Карла Маркса, Карла и Вильгельма Либкнехтов и Розы Люксембург. К лету 1936 года И. Д. Шадр создал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. Новую «Девушку с веслом» установили в центре фонтана на прежнем месте. Скульптура была разрушена в 1941 году при бомбёжке.
И. Д. Шадр, выдающийся советский скульптор
В 2013 году дом сожгли вандалы. В г. Шадринске скульптору установлен памятник на пересечение улиц Октябрьской и Луначарского (открыт 4 августа 1984 года, скульптор Ю.Л. Чернов, архитектор Г.Г. Исакович). Герой скульптуры представляет собой обобщённый образ пролетария начала XX века, борца за революционные идеалы и свободу. Скульптура приобрела популярность в СССР и дала начало шутливо-ироничному крылатому выражению «Булыжник — оружие пролетариата».
Он обучался классической скульптуре в Париже и Риме. Впервые скульптор показал её в том же 1927 г. на выставке в честь десятилетия Октября. Скульптура изображает молодого восставшего рабочего, выламывающего из мостовой булыжник — оружие для борьбы с врагом. И его оружие за его свободу — это булыжник под ногами, выхваченный им из мостовой.
История собрания скульптуры ХХ века
Однако в те годы, когда скульптор сотворил свое произвдеение, оно не сразу нашло понимание. Эта работа И. Шадра была признана мировым шедевром и одним из самых ярких явлений реалистического искусства XX столетия. В 1947 году скульптура была отлита из бронзы.
Словосочетание «Булыжник — оружие пролетариата» стало в каком-то смысле символичным, соотносясь с революционным призывом вообще. Отец Ивана Дмитриевича был плотником, пользовавшимся доброй славой не только в Шадринске, но и в окрестных селах. Немало домов он срубил в родных местах. В училище Иван продолжал рисовать, упорно занимался скульптурой.
Образы времени (скульптура первого десятилетия)
Около двух лет скульптор совершенствует свое мастерство в Париже и Италии, учится у известного французского ваятеля Бурделя, знакомится с выдающимися образцами мирового искусства.
Великая Октябрьская социалистическая революция стала поворотным пунктом в художнической судьбе Шадра. Он отдает свой талант и жизнь на службу народа, сбросившего иго эксплуататоров. Конец гражданской войны застает красноармейца Иванова в Омске. Здесь скульптор создает первые портреты Карла Маркса и Карла Либкнехта. Проекты памятников Парижской коммуне и Октябрьской революции свидетельствуют о том, что Шадр думает о новом монументальном искусстве.
В. И. Ленин. Рисунок
Работа в Колонном зале положила начало циклу произведений Шадра, посвященных Ленину. Цикл завершился в 1927 году монументом, который предназначался для Москвы, но был установлен в ЗАГЭСе. Впервые,— писал об этой работе А. М. Горький,— человек в пиджаке, отлитый из бронзы, действительно монументален… В конце 30-х годов Шадр работает над проектом памятника А. С. Пушкину, приступает к произведениям, посвященным А. М. Горькому.
Но завершила работу над скульптурой, стоящей ныне на площади Белорусского вокзала, бригада под руководством В. И. Мухиной. В советские годы продолжают работать скульпторы, начавшие свой творческий путь задолго до революции. Это во многом помогло скульпторам вырабатывать новый реалистический язык, способный выразить те большие идеи, которые пришли в искусство вместе с социалистической революцией.
Уже в 1917 г. был создан творческий союз скульпторов-художников, его первым председателем был С. Т. Коненков. Уже памятники, созданные им в первые годы революции и связанные с осуществлением плана монументальной пропаганды, говорят о новаторских поисках и о плодотворном использовании наследия.
И в этом — абсолютно гуманистическое содержание произведения
Делом всей жизни Андреева стала большая серия портретов В. И. Ленина, начать которую в 1920 г. скульптору посчастливилось, непосредственно работая с натуры. Интересны памятники Ленину, поставленные на месте революционных событий — В. В. Козлова у Смольного (1927), С. А. Евсеева и В. А. Щуко у Финляндского вокзала (1925).
В первые годы после революции (1920 — 1925) интересный проект памятника К. Марксу создали С. С. Алешин, Г. М. Гюрджян и С. В. Кольцов. В этом тщательно разработанном проекте фигура вождя мирового пролетариата была дана в окружении представителей трудящихся классов, олицетворяющих торжество идей коммунизма в советском обществе.
В 1934 году Иван Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом» для ЦПКиО имени Горького в Москве. В 1926 году Шадр едет за границу: он посещает Францию и Италию. Смелое решение получает в советской скульптуре и образ К. Маркса. Открытие копии дома, как части комплекса памятника И. Д. Шадру, произошло в 1987 году к 325-летию города.