В 2014 году исторический роман Сергея Заграевского «Архитектор его величества» вошел в «длинные списки» литературных премий «Национальный бестселлер» и «Русский Букер».
Творчеству Заграевского как художника посвящались статьи как в профессиональных изданиях («Изограф»), так и в широкопрофильных СМИ («Московская правда», «Огонёк», «Новые Известия»).
Сам Заграевский допускает возможность, что его общественная деятельность запомнится больше, чем его творчество как художника. Картины Сергея Заграевского не могут быть отнесены ни к реалистическому искусству, ни к народному творчеству, ни к наивной (самодеятельной) культуре.
К тому же у него перед французским коллегой есть определенная фора: Поль Гоген в этом возрасте ни на какое Таити еще и не собирался, а Заграевский всякой экзотики навидался вдоволь. Художественное образование получил в студии замечательного русского художника Татьяны Алексеевны Мавриной.
До 1998 года возглавлял ряд коммерческих компаний, в том числе дочернюю фирму одного из крупнейших российских банков. Сегодня Заграевский – один из наиболее известных и узнаваемых российских художников. Основной круг его историко-архитектурных исследований – древнерусское белокаменное зодчество, раннемосковское зодчество, архитектурные связи Древней Руси и романо-готической Европы.
Родился 20 августа 1964, Москва – художник и искусствовед, историк древнерусской архитектуры. В сб.: «Хвалам достойный…». Андрей Боголюбский в русской истории и культуре. Владимир, 5–6 июля 2011 года. Владимир, 2013. С. 184–195. В статье подтверждено сообщение русского историка XVIII века В.Н. Татищева о работе у князя Андрея Боголюбского архитектора, присланного императором Фридрихом Барбароссой.
Цесарь был Фридерик Барбаросса, по нем его сын Генрик IV (VI– С.З.). Сий же упоминает послов от цесаря и архитекты присланные, чем дружбу сию утверждает»1. Исходя из всего вышеизложенного, мы вправе считать вышеприведенное сообщение В.Н. Татищева о приходе к Боголюбскому мастеров Фридриха Барбароссы адекватно отражающим историческую реальность.
70–80 мастеров (а с женами и детьми – гораздо больше)5. Эти данные свидетельствуют о том, что приход императорской строительной артели к Андрею не имел места, и при Долгоруком и Боголюбском работала одна и та же артель.
Мы можем полагать, что вместе с архитектором также пришли специалисты в области декоративно-прикладного искусства и монументальной скульптуры. Боголюбского, не развитая при Долгоруком, – скульптурный декор зооантропоморфного типа8. Следовательно, приход мастеров в области монументальной скульптуры был необходим. Статус императорского зодчего диктовал ему выполнение той работы, которую выполняли и выполняют архитекторы во всем мире: он был автором и ответственным исполнителем строительных проектов11.
Его авторству принадлежат еще, как минимум, церкви Покрова на Нерли и Рождества Богородицы в Боголюбове, а как максимум – еще и церковь Спаса во Владимире, и Успенский собор в Ростове. Мы знаем из летописей, что строительство Успенского собора во Владимире началось в 1158 году14. А в соответствии с результатами исследований последних лет нам известно, что в этом же году были построены церкви Покрова на Нерли и Рождества Богородицы в Боголюбове15.
Возможно, да, но не его сохранившиеся части (лестничную башню с переходом), примыкающие к церкви Рождества Богородицы. О.М. Иоаннисян полагал, что мастера от Барбароссы пришли из Северной Италии30, А.И. Комеч – что из Германии31. Ил. 3. Романская церковь в деревне Гайзенфельд под городом Айнау (Германия). На Руси «немцами» часто называли и других иноземцев, но все же эта оговорка в свете всех вышеизложенных наблюдений тоже имеет значение34.
РЕЙТИНГ ПРОФСОЮЗА ХУДОЖНИКОВ —
Это вселяет надежду на то, что в российских и зарубежных архивах когда-либо будут найдены и эти, и другие документы, проливающие свет на личность зодчего, присланного к Андрею Боголюбскому.
Неизбежным следствием такого подхода стало восприятие всего древнерусского зодчества в мировом контексте как «окраинного» и «провинциального». Но на самом деле влияние Византии на архитектуру Древней Руси было определяющим лишь до начала–середины XII века, а затем на Русь пришла романика47.
В 1990-е годы профессионально занялся историей архитектуры и богословием. М., 1768–СПб, 1784. Кн. 3. С. 127, 487, 500; также см.: Татищев В.Н. История Российская. Ил. 2. Собор в Шпейере. Источник: Заграевский С.В. Архитектор Фридриха Барбароссы. М., 1999. С. 252–256). В 1998 и 2007 годах были выпущены каталоги с художественными работами автора.