imagesbarokko-v-evrope-otlichnye-cherty-rossii-i-pamjatniki-thumb.jpg

Архитектура барокко в России

Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной связи с традициями московского барокко. Особенности и основные черты стиля барокко в архитектуре Санкт-Петербурга, его представители. Тенденции формирования украинского барокко в архитектуре, его специфика и этапы развития. Развитие архитектуры в XVII веке не ограничивалось Москвой и Подмосковьем. Список каменных храмов, выполненных в данном стиле. Памятники в Украине и России.

Культурное влияние Древнерусского государства прослеживается в архитектурных традициях нескольких современных государств, в том числе и России. Большие церкви Киевской Руси, построенные после 988 года, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием Архитектуры Византии.

До конца 10 века были развитые традиции деревянного зодчества, были уже и каменные постройки. В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт. Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода.

При этом вопрос о непосредственном участии средневековых европейских мастеров в белокаменном строительстве на северо-востоке Руси в середине — второй половине XII века остаётся открытым.

Нарышкинский стиль

В столице княжества Владимире развернулось активное строительство, город был застроен монументальными сооружениями. До настоящего времени сохранились такие памятники архитектуры Владимира, как Успенский собор и Золотые ворота. Своего расцвета архитектура Владимира и Суздаля достигла в конце XII века при брате Боголюбского, первом Великом князе Владимирском Всеволоде Большое Гнездо.

Возможно, самой древней сохранившейся светской постройкой в европейской России стоит считать остатки белокаменной резиденции Андрея Боголюбского в Боголюбове. Комплекс реставрационных и исследовательских работ середины XX века позволил сохранить двухъярусную галерею-переход и нижнюю часть древней башни княжеского дворца.

Контрольная: Искусство Барокко

Уже в данном памятнике заметны отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности. Заметным памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198). Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и значительных живописных ансамблей России. Расцвет новгородского зодчества относят ко второй половине XIV века, в эпоху максимального могущества Новгородской республики.

Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Здание является своеобразным дворцом-крепостью, его стены, толщиной в два метра, сложены из камней. Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры на территории города и княжества.

Барокко: архитектура, живопись

Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. Храм Василия Блаженного, или Покровский Собор, был построен по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани, автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев.

Путаница в терминах. Классицизм и неоклассицизм

Начало XVII века в России ознаменовалось сложным смутным временем, что привело к временному упадку строительства. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими, иногда даже «декоративными» постройками. Примером подобного строительства может служить церковь Рождества Богородицы в Путинках, выполненная в характерном для того периода стиле русского узорочья.

Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626). Храм поднят на подклет, имеет приделы по бокам и окружен с трёх сторон открытой галереей — сенями. Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668). Своеобразный стиль вырабатывался и в других русских городах, в частности, в Ярославле.

Прекрасное сочетание массивного храма и колокольни, изящество цветов, прекрасные росписи делают его одним из наиболее выдающихся памятников своего времени. Другим известным памятником ярославской архитектуры является Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1654). Данная архитектура предвосхищает стиль московского барокко. Деревянная архитектура, безусловно, является древнейшим видом архитектуры на территории России. Самой главной областью применения дерева в качестве строительного материала стало русское национальное жилище, а также хозяйственные и прочие постройки.

Северные русские храмы весьма разнообразны по стилям и формам (см. Типы русских деревянных храмов). Одним из наиболее примечательных шатровых храмов является Успенская церковь в Кондопоге (1774). Сохранился иконостас в стиле барокко и иконописный потолок — небо. Небо кондопожской церкви Успения — единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви. Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710).

Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объём. Внутри сохранился замечательный резной иконостас. В деревянной шатровой архитектуре известны случаи использования нескольких шатровых конструкций. Единственный в мире пятишатровый храм — Троицкая церковь в селе Нёнокса. Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идет от покрытия «кубом», то есть пузатой четырёхскатной кровлей.

Первый этап развития русского барокко относится ещё к эпохе Русского царства, с 1680-х по 1700-е годы получает развитие московское барокко. Основание Санкт-Петербурга дало мощный толчок к развитию архитектуры России, с деятельностью Петра I начинается новый этап в развитии русского барокко — петровское барокко. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Тем не менее лишь первые памятники архитектуры данного периода, такие как Петропавловский собор в Петербурге, практически избежали русского влияния.

Вершиной и эталоном архитектуры данного периода является церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде. Борисова Е. А. Русская архитектура в эпоху романтизма. В его форме можно видеть органичный сплав архитектуры авангарда и декоративных тенденций, ныне называемых стилем ар-деко.

Читайте также:

Похожее