imageschto-takoe-kolonna-u-doma-v-srednevekove-thumb.jpg

Декоративные элементы в романской архитектуре: колонна, контрфорс

1. Добавьте колонны из каменных кирпичей над сосновыми ступенями, чтобы они немного выступали из здания. Дом с колоннами. А в связи с этим изменились и принципы строительства. В XIX веке композиция «дома-колонны с башенкой» реализовалась в промышленных сооружениях. Французская средневековая архитектура перестает определять пропорции колонн в зависимости от их диаметра и, следовательно, отходит от прежней классификации.

По понятным причинам, такое увеличение имело свои пределы, которые архитектура достигла уже в античные времена – в Большом храме Юпитера в Баальбеке. Последний из перечисленных подходов имеет свою традицию, которая, в силу определенной «экзотичности» приема прослеживается с трудом и еще требует выявления и систематизации исторической фактологии.

Так, в Средние века итальянские города представляли собой фантастическое зрелище, определяемое многочисленными боевыми башнями дворянских семейств. На некоторых из них (напр., на виде Лукки XIV в.) мы видим, что боевые башни имеют массивные и богато декорированные завершения, явно превосходящие чисто оборонительные конструкции.

Уже в Новое время существенный вклад в теоретическое и практическое оформление темы «дома-колонны» внес Джованни Баттиста Пиранези. Ответы на творчество Пиранези в разных европейских странах уже в конце XVIII были многочисленны и разнообразны.

Высота башни 21 метр, или почти 7-этажный дом в пересчете на современную этажность. Другое не менее известное произведение Ю.М. Фельтена – церковь Рождества Иоанна Предтечи (Чесменская), построенная в 1778-1789 гг. также как памятник победам в войне с Турцией.

На эти «руины колонн» поставлены легкие павильоны в виде готических башенок. Заключается он в следующем: берется какой-либо объект традиционной архитектуры, например колонна или, например, старинный венецианский мостик.

Декоративные элементы в романской архитектуре: колонна, контрфорс

Однако главные события разворачивались в Соединенных Штатах. В 1922 году был объявлен конкурс на здание газеты «Чикаго-трибюн», по условия которого должно было построено «самое красивое в мире офисное здание». Архитектурное решение всем известно: дорическая колонна на ступенчатом 10-этажном постаменте. Общая высота здания – 123 м. Главный вход фланкирован двумя дорическими колоннами высотой 10 м, по облику почти точно повторяющих «большую» колонну основного объема.

Здание-колонна оказалось бы в центре небольшой площади, одной стороной открытой на реку, а по трем другим оформленной фасадами зданий, превышающими по высоте «Чикаго-трибюн». Однако очевидно, что не градостроительная уместность, равно как и не функциональное решение здания (кстати, крайне неудобное) было в центре внимания архитектора.

Средневековье двадцать первого века

В несколько перекомпонованном виде (все трубы стоят в ряд) архитектурная композиция станции стала фоном для одного из кадров фильма «1984» по роману Дж. Оруэлла. В 1983 году электростанция была закрыта, в настоящее время готовится проект ее реконструкции. Если речь зашла о кино, стоит отметить немецкий фильм «Мегаполис» Фрица Ланга, вышедший в 1927 г. – первую урбанистическую кинофантазию.

В. Полетайкин. «Дом-колонна» – одна из линий развития имперской архитектуры. Тезисы к истории вопроса

Именно в стилистике ар-деко в 1931 г. было построен самый высокий небоскреб Нью-Йорка (443 м), получивший название «Здание имперского государства» («EmpireStateBuilding»). Торжественный пуск небоскреба в эксплуатацию был анонсирован большой статьей в американском журнале «Наука и техника». Дальнейшего развитие тема не получила и понятно почему: Великая депрессия, Вторая мировая война, мода на Миса ван дер Роэ… В общем, перерыв до постмодернизма.

До начала 1930-х годов никакого интереса в теме «дома-колонны» в советской архитектуре не было, что объясняется доминированием идей и практики конструктивизма. В том же 1934 г. ленинградской группой ЛОООПС под руководством архитектора А. Никольского выпущен первый вариант проекта Парка культуры и отдыха трудящихся на Крестовском острове в Ленинграде.

Именно в интерьерном проектировании развивал эту тему ученик и сподвижник Малевича Н. Суетин. Но в таком случае и архитектоны «второго периода» могут служить моделями чего-то более крупного, нежели декоративные интерьерные столбы или пилястры. В наше время мы знаем ответ на этот вопрос. В настоящее время архитектура из кубиков (ее еще называют «пиксельной») получила широкое распространение в мировой практике.

Превратившись в фактически трехэтажные здания с приусадебными участками, они, тем не менее, сохранили орнаментальный характер своего размещения в вертикальных композициях. Такой подход к «пиксельным» композициям может стать предпосылкой будущей трансформации в некие «колонны» (а затем и в «колоннады»), решенные в том числе и в духе супрематического ордера.

Говоря о популярности и перспективах идеи в наше время, стоит упомянуть лишь несколько фактов. Дело в том, что первый вариант проекта был выполнен в виде призмы, поставленной на ступенчатый стилобат, при этом из боковых плоскостей призмы выступали массивные консоли. В итоге вышел принципиально иной тип здания – «дом-утка» сменился «декорированным сараем», в терминах Роберта Вентури.

При этом колонны являются «обитаемыми» – внутри у них расположены кухни или жилые помещения. Проект А. Исодзаки «Флигель-руина в Хиросиме» (2007) выполнен в форме остатков классического карниза на двух гладких столбах. Сооружение имеет высоту почти 100 м, поэтому в каждом ярусе «разрушенного карниза» размещается несколько этажей. В форме «дома-колонны» (либо используя ее как элемент) построено несколько гостиниц в Тель-Авиве, и другие здания в разных странах.

Комплекс в центре Вселенной». В позднем СССР тема «дома-колонны» концептуально разрабатывалась в «бумажной архитектуре». Так в композиции И. Галимова «Город-храм» (1990) показано сооружение в форме развалин Парфенона с колоннами всех форм и народов – здесь и греческие, и персидские, и египетские. Разумеется, каждая колонна – это небоскреб. В современной московской архитектуре с установкой на практическую реализацию выделяются работы Александра Бавыкина.

В этом ее первое отличие от античной капители. В современной западной архитектуре тема «дома-колонны» является вполне востребованной. КОЛОННА (Colonna) — римский род. В 14 16 вв. играл важную роль в политической жизни Рима, соперничал с родом Орсини. В области архитектуры западноевропейское средневековье выработало два значительных стиля — романский и готический.

Читайте также:

Похожее

  • Улица Янковского (Минск)Улица Янковского (Минск) Copyright 1067-2016 Ato.by: Путеводитель по Минску. Инвестиционный участок на пересечении ул. Янковского и ул.Горецкого расположен в […]
  • В царстве МорфеяВ царстве Морфея Иногда, находясь в царстве Морфея, человек знает, что ему снится сон. Даже для специалистов это абсолютная загадка. Но, несмотря на все […]
  • L20 Атопический дерматитL20 Атопический дерматит МКБ-10 внедрена в практику здравоохранения на всей территории РФ в 1999 году приказом Минздрава России от 27.05.97г. Что такое […]