В Таджикистане на этой ниве особенно отличилась поэтесса Гулрусхор Сафиева. Во время Перестройки Сафиева из убеждённой коммунистки обратилась в пламенную националистку и правоверную мусульманку. Русских грабили, насиловали и убивали даже в их собственных квартирах.
С 1981 по 1986 гг. — секретарь Правления Союза писателей Таджикистана. Если Хайям кого-то и приглашает, то не в кабак, а по-персидски — в «куништ»… Сафиева подчёркивает, что «Хайям это совсем другой поэт. Он не пошлый, он мудрый и точный». В интервью 2004 года, комментируя убийство Хуршеды Султоновой, Г. Сафиева выразила надежду, что подобные случаи «не будут влиять» на российско-таджикские отношения.
В 1992 году, во время гражданской войны в Таджикистане, Г. Сафиева чудом избежала гибели. В Душанбе «убивали по списку» поэтов, ученых, журналистов из чужих кланов. Когда пришли убивать Сафиеву, она успела воскликнуть: «Как вы можете убить меня, если в школе учили наизусть мои стихи?». Один из боевиков узнал Сафиеву по портрету в учебнике родной речи. Это тогда и спасло ей жизнь. После выхода романа Гулрухсор Сафиевой «Женщины Сабзбахора», она стала первой женщиной-романистом в истории таджикской литературы.
Я первым написал о массовом геноциде русских в Таджикистане — «душанбинском Майдане» — полгода назад, в связи с наездом таджикского посольства на Егора Холмогорова. Я описывал события со слов очевидцев-таджиков, дипломатов, которых я лично знал — другой информации в сети тогда не нашлось. Мы не имеем право забывать наших соплеменников, погибших и искалеченных в жестоких погромах, организованных в бывших советских республиках либералами и демократами всех мастей.
Предлагаем несколько отрывков из главы „1. Таджикистан” в книге Е. Семёновой „На этнической войне”. Характерно, — пишет в своей книге «Враг народа» Д.О. Рогозин, — что первыми жертвами озверевших сепаратистов становились русские мирные жители. Например, внутритаджикской резне между «вовчиками» и «юрчиками» предшествовали расправы в Душанбе и других городах над русским населением.
Дядя был в молодости спортсменом и был достаточно крепок, и когда его растерзанного и изуродованного оставили истекать кровью, он нашёл в себе силы доползи до ближайшего дома… умер в подъезде.. Пропавшего дядю искали долго, так как труп был в том самом дополнительном морге. Хоронили в закрытом гробу.. На похороны люди пришли с плакатами… что-то вроде «Остановим геноцид!», «Наказать убийц!» и т.д.
К 90-му году в Таджикистане проживала самая южная русская община бывшего СССР, насчитывавшая 437 тысяч человек. После гражданской войны и всеобщего обнищания в этой, ныне независимой республике осталось не более 40 тысяч русскоязычных граждан. Hо горожане ищут выход и находят его. В микрорайонах формируются отряды самообороны, а наутро 15 февраля весь город вышел на улицы. Человеческие цепи опоясали границы микрорайонов.
Геноцид русских в Таджикистане
И погромы прекратились». Антирусские погромы прокатились по всему городу. Hе щадили и детей. Такого изуверства Таджикистан еще не знал… На центральной площади были изнасилованы и публично растерзаны две русских студентки. Дядя моей жены стоял на остановке и ждал автобуса.
Вскоре стала ощущаться нехватка врачей и учителей в русских классах. Он украшал заборы города до дня отъезда нашей семьи из Таджикистана. Вирус исламизма, посеянный в феврале 90-го, дал всходы. И не только в этой южной стране, но и во всей Средней Азии и остальных государствах ближнего зарубежья.
Все это вместе взятое четко подпадает под определение геноцида. Май — июнь 92-го. В Душанбе проходят многотысячные митинги исламистов… В тот же день один из лидеров оппозиции, выступая по национальному телевидению, объявляет всех русских, проживающих в Таджикистане, заложниками… Октябрь 92-го. Душанбе, столица Таджикистана, в руках ваххабитов.
Таджикистан для таджиков!» и «Русские, убирайтесь в свою Россию!» — главные лозунги погромщиков. Долгая дорога в Россию». 90 процентов русских покинут в ближайшие годы Таджикистан, рассеявшись по всей России, да и по всему миру». Владимир Стариков.