Хозяйка медной горы

Хозяйка Медной Горы становится зловещим двойником и антагонистом патриархальной Родины-Матери». Хозяйка Медной горы (Малахитница) впервые появляется в одноимённом сказе в образе женщины с сизо-чёрной косой, ленты которой «позванивают, будто листовая медь», и в платье из «шёлкового малахита».

Анализируя образ Хозяйки с точки зрения психоанализа, М. Н. Липовецкий приходит к выводу о сочетании в нем Эроса и Танатоса (с преобладанием последнего). Хозяйка оценила эту прямоту и подарила его невесте малахитовую шкатулку с украшениями.

После того, как Данила-мастер ушёл к Хозяйке, его невеста Катя отправилась жить в избу к жениху. Повстречав однажды Хозяйку, Катя сказала, что хочет вернуть своего Данилу. Однажды он решил поискать на Красногорке редкие драгоценные камни — медные изумруды. Стали говорить, что Хозяйка разбила зеркало, дело идёт к обвалу. Сказ был впервые опубликован в газете «Уральский рабочий» (март 1941).

знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.

В качестве образца писатель показал сказ «Золотое имечко». Но прежде чем вышел в свет сборник, с рукописью ознакомился сотрудник «Детгиза» Владимир Лебедев. Позже Бажов вспоминал, что после выхода первых сказов готовилась разгромная статья, в которой ему вменялась в вину «фальсификация фольклора».

Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры,

Степан выполнил её просьбу и за это поплатился: приказчик его выпорол, заковал в цепи и отправил в забой. Спасла Степана Малахитница. Танюшке, их дочке, шкатулка заменяла игрушки, и любое украшение было ей к лицу. Однажды в их дом пришла странница и взялась учить Танюшку рукоделию. Данила, которого в посёлке звали Недокормышем, был отдан в ученики к мастеру Прокофьичу.

Первая публикация была в «Литературной газете» (май 1938) и в альманахе «Уральский современник» (книга 1-я, 1938). У Данилы и Кати родились дети — восемь парней. Но как-то рискнул сходить в забой и услышал женский голос: «Гляди, Северьянко, как бы подошвы деткам своим на помин не оставить». Однажды она поведала, что путь к богатству откроется тому, кто будет ходить к берёзе близ Климинского рудника в те ночи, когда травы наливаются.

Вот в сказе «Таюткино зеркальце» надо было сказать о надёжной крепи. Сколько русских слов перебрал! В забое пошла руда со шлифом, и горняки запереживали. Когда Ганя Заря получил приказ идти на рудник, с ним стала проситься дочка Таютка, которая с малых лет в шахту с отцом спускалась. С виду — старая, а голос и зубы — как у молодой.

Прозвища в посёлках были явлением обыденным, и в сказах Бажов обычно пояснял, почему они доставались тому или иному персонажу. Алёну из сказа «Ермаковы лебеди» прозвали Алёнушкой — Ребячьей радостью за то, что любила возиться с детьми.

Он также обращает внимание на эпизоды, связанные с сопротивлением властям и символической кастрацией. В середине 1930-х годов в Свердловском книжном издательстве было решено выпустить сборник «Дореволюционный фольклор на Урале». Бажов предложил составителю сборника включить в него «рабочий фольклор» — истории, которые он слышал от горняцкого сказителя Василия Хмелинина.

Возможно, парень бы погиб от непосильного труда, если бы не помощь Хозяйки Медной горы, которая, обернувшись ящеркой, вывела его на свободу. Сказ был впервые опубликован в литературном журнале «Красная новь» (1936, № 11). Фольклорный образ Хозяйки переработан П. П. Бажовым в сборнике сказов «Малахитова шкатулка». Медной горы хозяйка» — один из самых известных сказов русского писателя Павла Бажова (1879—1950). Хозяйка медной горы (Малахитница, Азовка-девка) — персонаж легенд уральских горняков, владелица земных богатств, хранительница тайн прекрасного и секретов высокого мастерства.

Читайте также:

Похожее