imagesnadelenie-givotnyh-chelovecheskimi-kachestvami-rannie-formy-verovanija-thumb.jpg

Ранние формы религии. Мифология и религия

1. Тотемизм как ранняя форма религиозных представлений. Ранние формы религии возникли вместе с появлением современного человека (homo sapiens). В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов.

Анимистические верования: особенность и современность. С.А. Токарев указывает на то, что даже неандертальские погребения представляют собой один из источников возникновения религиозных представлений.

Ранние формы религии. Мифология и религия

Основные черты тотемизма очень точно описал З.Фрейд в своем произведении «Тотем и табу» на примере туземцев Австралии. Тотем передается по наследству по материнской или отцовской линии. Тотем не связан ни с областью и местоположением. Лица одного тотема живут раздельно и мирно уживаются с приверженцами других тотемов. Источником табу считают особенную силу – Mana, имеющуюся в людях и духах, которая может быть перенесена при помощи неодушевленных предметов.

Самые старые и важные запреты табу составляют два основных закона тотемизма. Один – запрет убивать животное-тотем; второе – запрет полового сношения с товарищем по тотему, следовательно, невозможность вступления в брак с членом тотемной группы.

Мальчикам запрещается с определенного возраста общение с матерью и сестрами. Детальный анализ анимистических верований был дан Э. Тайлором в работе «Первобытная культура». Анимистические верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями как сон, видения, болезнь, смерть, переживание транса и галлюцинаций.

Первобытная религия, анимизм, магия, тотемизм, фетишизм

Как уже говорилось, древний человек рассматривал все предметы объективного мира как подобные себе. Отсюда возникает вера в существование духов природы. Постепенно в ходе сложной эволюции анимистические верования трансформировались в политеизм и монотеизм.

Верования магии крайне просты: вера во власть человека достичь желаемой цели с помощью колдовства и ритуала. Религиозная мифология более сложна и разнообразна, сосредоточена вокруг догматических положений.

22 Первобытные верования и их эволюция

Исследователь делит магию на гомеопатическую и контагиозную. Контагиозная магия предполагает что, все действия, проделываемые с предметом, оказывают воздействие на личность, которая была с этим предметом в соприкосновении.

По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т.д. Фетишизм проявился в создании амулетов, талисманов и идолов, предметов из дерева, глины, других материалов. В первобытной культуре был распространен культ животных – зоолатрия.

Магия. Наиболее древней формой религии является магия (от греч. megeia – волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами

В мифологии многих народов находим сюжеты, связанные с представлениями о смерти, о взаимоотношении мира умерших и мира живых. Очень важным является тщательное соблюдение похоронного обряда. Иначе, душа не сможет соедиться с душами умерших в потустороннем мире и не будет покровительствовать родственникам. В них уже содержатся все те идеи, которые в дальнейшем были развиты в мировых религиях.

Одни ученые, как известный английский религиовед и этнолог Джеймс Фредер (1854-1941), видят в ней предшественницу религии

2 Почему сторонники гипотезы \»дорелигийнои эпохи\» утверждают, что у людей ранних этапов истории не было религиозных верований? А Каковы социальные причины распространения и функционирования религии актуальны сегодня? ЬНа вашему мнению, все психологические причины возникновения и существования религии равнозначны? Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди проблем истории религий.

Немецкий этнолог и социолог А. Фиркандт (1867-1953) рассматривает магию как главный источник развития религиозных представлений. Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных и рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени предопределен характером и направленностью совершаемого обряда.

В религии наблюдается сложность и многообразие сверхъестественного мира, догматика. Несомненно, одно – «магия скрашивала собой, если не целиком, то в значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное». Тотемизм – это система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом – мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением.

Читайте также:

Похожее