imagesstruktury-golovnogo-mozga-vhodjaschie-v-adaptatsionnyj-sindrom-thumb.jpg

Стресс у детей и подростков: причины и последствия, лечение и профилактика

Стадии стресс-синдрома.В развитии общего адаптационного синдрома выделяют три стадии: раннююстадию, или реакцию тревоги,стадию резистентностии стадию истощения. В этом и сказывается роль личности. Возникает стадия гипер- и супкомпенсации, в которой гомеостатические механизмы подавлены, эрготропные системы истощены, трофотропные доминируют. Она может оказаться более сильной, чем нужно, ослабленной или извращенной, и тогда эта реакция становится причиной последующих патологических изменений в организме.

При необразном, эмоциональном отражении объективная действительность выступает для индивида сразу в мотивационной форме, в качестве потребностей и целей деятельности. Эмоция, возникающая в ходе уравновешивания организма со средой, по своей сущности состоит в саморегуляции физиологических и психических функций организма.

Стресс у детей и подростков: причины и последствия, лечение и профилактика

В изучении механизмов регуляции психологического стресса важным, но еще не до конца ясным остается вопрос о соотношении эмоций и стресса. Активация последних вызывает раздражение мозгового вещества коры надпочечников, что приводит к выбросу в кровяное русло адреналина и норадреналина.

Гипофиз и его роль при стрессе

Для этого периода, в основном, характерно повышение работоспособности и достаточно высокий уровень резистентности физиологиеских систем и эмоциональных реакций. В мозг перестает поступать достоверная информация об уровне кортикостероидов в крови, что приводит к нарушению обратной связи и расстройству законов регуляции функций. Непрекращающееся образование и поступление кортикостероидов в кровь приводит к истощению коры головного мозга и мозгового слоя надпочечников.

Компенсация, протекающая поначалу в границах гомеостаза при продолжающемся стрессе, становится постепенно избыточной, опасной для организма. Состояния эти смешанные – в них участвуют вегетативные, двигательные, чувствительные и психические функции. Как писал Г. Селье: «При решении любой изнуряющей задачи человек сначала чувствует трудность, затем втягивается и, наконец, чувствует, что больше вынести эту нагрузку не в состоянии».

Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь

Третья стадияадаптационного синдрома — стадия истощения.На этой стадии устойчивостьк вредному фактору вновь снижается,и в организме появляются изменения, похожие на те, что происходят при старении. Известно, что при перенапряжении той или иной функции она может оказаться неадекватной условиям и из физиологической перейти в патологическую, т.е. стать источником дальнейших нарушений.

Старшие дети могут начать лгать, запугивать или бросать вызов окружающим, в том числе и представителям власти. Причины и источники стресса у детейСтресс возникает под влиянием воздействий, которые имеют место в жизни как взрослого, так и ребенка.

Питательные вещества, витамины и микроэлементы должны поступать в организм с пищей. Их соотношение должно быть сбалансировано. В современном «образе питания» наиболее уязвимым оказалось обеспечение должным количеством минералов и микроэлементов.

Внешние воздействия, представляющие для индивида информационную ценность – сигналы, в обобщенном понятии приобретают значение информационно-регуляторных функций. После анализа сигнала посредством механизма усиления информационные сигналы превращаются в управляющие.

Проведение боли в ЦНС

Критичность, неустойчивость данной системы по отношению к определенной (содержательной) информации вызывают значительные энергетические преобразования в системе. Свободная энергия трансформируется либо в связанную энергию новых структурных связей (например, пластические преобразования в нейрональных элементах мозга), либо на производство внешней работы.

МЕХАНИЗМЫ АДАПТОГЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ГЛЮКОКОРТИКОИДОВ И КАТЕХОЛАМИНОВ ПРИ СТРЕССЕ

Нейродинамические системы, осуществляющие отбор и санкционирование информации, функционируют на базе обобщённого прошлого опыта, памяти. Одним из механизмов, определяющих усвоение информации в субъективно-личностной форме, является механизм эмоций. Он включает оценочные системы мозга, связанные с системами положительного и отрицательного подкрепления. По П. К. Анохину , эмоции выступают как пример подлинной интеграции нервных и гуморальных (вегетативных, энергетических) процессов в масштабе целого организма.

Биологическое содержание этого состояния живой системы и описывается термином «эмоциональный стресс». Они в конечном итоге обусловливают обеспечение адекватного поведения организма в стресс-ситуации. Гиперадреналинемия, в свою очередь, вызывает повышение содержания других гормонов и биологически активных, энергоемких веществ, в частности, сахара и холестерина. Первоначально основное внимание в своей концепции Г. Селье уделил нейрогуморальным реакциям адаптационного синдрома.

В противном случае происходит «прорыв» системы психологической адаптации индивида к информационному стресс-воздействию. И в этих случаях пусковым фактором является информация, выступающая в своей информационно-регуляторной «усилительной» функции, вызывая максимальные преобразования внутренней энергии системы.

Читайте также:

Похожее